Последнее обновление: 17.12.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ Минавтотранса РСФСР от 31.12.81 N 200 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОРГАНИЗАЦИИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ" (Часть 1.)
ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ, ЧАСТЬ II, Раздел Д, 1972 Г. (СНИП II-Д.5-72)
Основные параметры поперечного профиля дорог
3.9. На участках однополосных дорог с уклонами более 60 промилле, в местах с неблагоприятными гидрологическими условиями и с легко размокаемыми грунтами, а также на участках дорог с уменьшенной шириной обочин, согласно п. 3.13, следует предусматривать устройство разъездов. Расстояния между разъездами надлежит принимать равными расстояниям видимости встречного автомобиля, но не более чем 1 км. Ширину земляного полотна и проезжей части на разъездах следует принимать по нормам дорог IV категории, а наименьшую длину разъезда - 30 м. Переход от однополосной проезжей части к двухполосной следует осуществлять на протяжении 10 м.
3.13. Ширину обочин дорог на особо трудных участках горной местности, а также в местах с переходно - скоростными полосами допускается принимать 1,5 м - для дорог I и II категорий и 1 м - для дорог остальных категорий.
Ширину обочин на участках дорог, где тракторный или летний путь совмещается с основной дорогой (согласно п. 8.3), следует принимать не менее 4 м.
3.28. На дорогах в горной местности при затяжных продольных уклонах величиной более 60 промилле через каждые 2 - 3 км следует предусматривать места для остановки автомобилей в виде участков с уменьшенными продольными уклонами (20 промилле и менее) или горизонтальные площадки длиной не менее 50 м. Участки с уменьшенными уклонами или площадками для остановок автомобилей, как правило, следует располагать у источников воды.
Противоаварийные съезды следует предусматривать на дорогах II и III категорий, независимо от наличия площадок, когда в конце затяжных спусков длиной более 3 км с уклонами более 60 промилле имеются резкие изменения направления в плане с наименьшими радиусами.
Горизонтальные площадки и вогнутые участки кривых в продольном профиле в выемках, как правило, не должны допускаться, а при невозможности исключения их следует обеспечивать надлежащий отвод воды.
4. Пересечения и примыкания
Пересечения и примыкания автомобильных дорог
4.4. Пешеходные переходы в разных уровнях (подземные или надземные) через дороги I и II категорий, проходящие в пределах населенных пунктов, следует проектировать при интенсивности пешеходного движения: 100 чел./ч и более - для дорог I категории и 250 чел./ч и более - для дорог II категории. В местах расположения таких переходов следует предусматривать ограждение дороги.
4.5. Количество пересечений и примыканий на автомобильных дорогах I - III категорий должно быть возможно меньшим. Пересечения и примыкания на дорогах I и II категорий вне пределов населенных пунктов надлежит предусматривать, как правило, не чаще чем через 5 км, а на дорогах III категории - не чаще чем через 2 км.
4.6. Все съезды и въезды на подходах к дорогам I - III категорий должны иметь твердые покрытия при грунтах песчаных и супесчаных - на протяжении 50 м; легких суглинистых - 100 м; глинистых и тяжелых суглинистых - 150 м.
Въезды на дороги IV категории, имеющие твердые покрытия, следует предусматривать с устройством твердых покрытий на протяжении не менее 25 м.
Покрытия на съездах и въездах, как правило, следует применять переходных типов с широким использованием местных каменных материалов и отходов промышленности.
Обочины на съездах и въездах на длине (установленной в настоящем пункте) участков с твердыми покрытиями следует укреплять на ширину не менее 0,75 - 0,5 м.
6. Проезжая часть и дорожные одежды
6.16. Покрытия должны иметь ровность и шероховатость поверхности, необходимую для обеспечения расчетных скоростей и безопасности движения.
Допускаемые отклонения по ровности проезжей части и поверхности оснований при разных типах покрытий, а также уплотнение конструктивных слоев дорожной одежды должны соответствовать требованиям СНиП по правилам производства работ при строительстве автомобильных дорог.
6.17. Шероховатые покрытия с применением каменных материалов, устойчивых против шлифуемости под воздействием движения, следует предусматривать для достижения стабильных во времени, высоких значений коэффициентов сцепления шин автомобилей с поверхностью проезжей части.
Требуемые значения коэффициентов сцепления для дорог I - III категорий в зависимости от особенностей их участков и условий движений при увлажненной поверхности покрытий приведены в табл. 1.
Таблица 1
Примечания. 1. Значения коэффициентов сцепления установлены без учета снижения их в процессе эксплуатации дороги и относятся к динамометрическому прицепному прибору ПКРС-2. При использовании других приборов (в частности, портативных) их показания должны быть приведены к показаниям прибора ПКРС-2.
2. Уровни загрузки дорог даны в соответствии с принятыми в указаниях по расчету пропускной способности дорог.
Указанные в табл. 1 значения коэффициентов сцепления следует обеспечивать:
а) на участках с опасными условиями движения - устройством шероховатой поверхности по способам специальной поверхностной обработки или втапливания одномерного щебня из высокопрочных пород размером 5 - 10 или 10 - 15 мм;
б) на участках с затрудненными условиями движения и на дорогах для скоростного движения - устройством асфальтобетонных покрытий из каркасных многощебенистых смесей из высокопрочных пород, а также цементобетонных покрытий со специальной отделкой поверхности;
в) на участках с легкими условиями движения в дополнение к приведенным в подпунктах "а" и "б" - устройством асфальтобетонных покрытий из каркасных среднещебенистых смесей, а также покрытий из различных битумоминеральных смесей.
6.18. Покрытия автомобильных дорог I и II категорий, проектируемых преимущественно для скоростного движения, должны иметь шероховатую поверхность, обеспечивающую на всем протяжении значения коэффициентов сцепления, соответствующие опасным участкам дорог по табл. 1.
6.19. Для дорог III и IV категорий на участках с легкими условиями движения (по табл. 1) допускается устройство покрытий с особо мелкошероховатой поверхностью (типа асфальтобетонных покрытий из песчаных смесей). Такие покрытия рекомендуется также предусматривать на велосипедных и пешеходных дорожках, площадках павильонов у остановок автобусов, на территории автозаправочных станций, площадках отдыха и т.п.
Крупношероховатые поверхности с высотой выступов 10 - 12 мм, получаемые путем поверхностной обработки покрытий с применением щебня размером 25 - 35 мм, рекомендуется предусматривать для устройства поперечных ("шумовых") полос на подходах (на расстоянии 250 - 300 м) к опасным участкам дорог. Ширину поперечных полос следует принимать 5 - 7 м; расстояние между полосами от 30 м - в начале до 10 - 15 м - в конце. В промежутках между полосами покрытие должно иметь шероховатую поверхность с параметрами, соответствующими опасным условиям движения (табл. 1).
6.20. На обочинах дорог I категории, проектируемых для движения преимущественно скоростных автомобилей (примечание к п. 3.4), на участках дорог I и II категорий, где интенсивность движения за первые 5 лет эксплуатации дорог достигает 50% и более от расчетной перспективной, а также в местах пересечений, примыканий и съездов с дорог I и II категорий (на которых не предусматривается устройство переходно - скоростных полос) на расстоянии не менее 100 м в обе стороны следует предусматривать устройство твердых покрытий (остановочных полос) на ширину 2,5 м. На остальных участках дорог I и II категорий покрытия обочин следует предусматривать на ширину не менее 0,75 м, а для дорог III категории с усовершенствованными покрытиями - на ширину не менее 0,5 м.
6.21. Покрытия на обочинах должны отличаться по цвету и внешнему виду от покрытий проезжей части и по своей прочности должны допускать систематические выезды на обочину без существенных деформаций.
Покрытия на обочинах, устраиваемые на ширину 2,5 м, рекомендуется предусматривать без битумоминеральных смесей с применением щебня преимущественно крупных размеров (до 25 - 45 мм) из местных каменных, гравийных, шлаковых и других минеральных материалов, укрепленных органическими вяжущими, цементом или известью.
В случаях устройства покрытий на обочинах в виде полос с наименьшими ширинами (0,75 - 0,5 м) поверхность остальной части обочин следует укреплять в зависимости от интенсивности и характера движения, грунтов земляного полотна и особенностей климата: засевом трав, россыпью щебня, гравия, шлака и других наиболее дешевых местных крупнозернистых материалов. При этом на участках дорог, пролегающих в пределах населенных пунктов и по территориям, занятым ценными сельскохозяйственными культурами, тип укрепления обочин должен исключать интенсивное образование пыли при движении.
10. Дорожные устройства, обстановка и озеленение дорог
Автобусные остановки
10.2. Остановочные и посадочные площадки и павильоны для пассажиров следует предусматривать в местах автобусных остановок.
Ширину остановочных площадок следует принимать равной ширине основных полос проезжей части, а длину - в зависимости от количества одновременно останавливающихся автобусов, но не менее 10 м.
10.3. Посадочные площадки на автобусных остановках должны быть приподняты на 0,2 м над поверхностью остановочных площадок и ограждены от них бордюрами. Поверхность посадочных площадок должна иметь твердые покрытия на площади не менее 10 x 2 м. Ближайшая грань павильона для пассажиров должна быть расположена не ближе 3 м от кромки остановочной площадки.
10.4. Автобусные остановки вне пределов населенных мест следует располагать на прямых участках дорог или на кривых с радиусами в плане не менее 1000 м - для I и II категорий, 600 м - для III категории и 400 м - для IV и V категорий при продольных уклонах не более 40 промилле. При этом должны быть обеспечены нормы видимости в продольном профиле и плане для дорог соответствующих категорий.
Автобусные остановки на дорогах I категории следует располагать одна против другой, а на дорогах остальных категорий их надлежит смещать по ходу движения на расстояние не менее 30 м между ближайшими боковыми стенками павильонов.
В зонах пересечений и примыканий дорог автобусные остановки следует располагать от пересечений на расстоянии не менее расстояний видимости поверхности дороги согласно табл. 2, 3.
Таблица 2
10.5. Переходно - скоростные полосы, устраиваемые в дополнение к основным полосам проезжей части для обеспечения торможения и разгона автомобилей, выходящих из общего потока или входящих в него, следует предусматривать на пересечениях и примыканиях дорог I и II категорий, в местах съездов и въездов на дорогах I категории при 25 авт./сут. и более въезжающих и выезжающих с дороги, на дорогах II категории при 50 авт./сут. и более и при количестве выходящих из потока и входящих в него 100 авт./сут. и более - также и на дорогах III категории.
Переходно - скоростные полосы на дорогах всех категорий следует предусматривать в местах расположения площадок для остановок автобусов и троллейбусов, отдыха и обзора местности, у бензозаправочных колонок.
10.6. Длину переходно - скоростных полос следует принимать по табл. 4.
Таблица 4
Примечание. При сопряжении переходно - скоростных полос со съездами, имеющими самостоятельные проезжие части для поворачивающих автомобилей, длину переходно - скоростных полос полной ширины допускается уменьшать в соответствии с расчетными скоростями на съездах, но не менее чем до 50 м для дорог I и II категорий и 30 м для дорог III категории. Отгон полос торможения следует начинать с уступа величиной 0,5 м. При выходе со съезда должна быть обеспечена видимость конца переходно - скоростной полосы.
10.7. Переходно - скоростные полосы для левоповоротных съездов дорог I и II категорий на пересечениях типа клеверного листа следует проектировать в виде единых по длине полос для смежных съездов, включая участок путепровода.
10.8. Ширину переходно - скоростных полос следует принимать равной ширине основных полос проезжей части. При установке бордюров по кромке переходно - скоростных полос последние следует уширять на величину, равную двум возвышениям бордюра над проезжей частью, - при расположении бордюров с одной стороны и на величину, равную пяти возвышениям, - при двустороннем расположении.
Покрытия полос разгона и торможения следует предусматривать с учетом указаний п. 6.19.
10.9. Переходно - скоростные полосы в зоне пересечений и примыканий у кривых, а в местах автобусных остановок на дорогах I - III категорий на длине площадок и не менее чем по 20 м за пределами их следует отделять от основных полос движения разделительной полосой шириной 0,75 м для дорог I и II категорий и 0,5 м - для дорог III категории. Эти разделительные полосы следует предусматривать в одном уровне с прилегающими полосами движения или возвышающимися над ними на 0,08 м.
Обстановка дорог
10.12. Ограждения барьерного типа из железобетона, металла или синтетических материалов следует предусматривать на участках дорог I и II, а при интенсивности движения 2000 авт./сут. и более (достигаемые в первые пять лет эксплуатации) и III категорий:
- при высоте насыпи 3 м и более;
- с наружной стороны кривых в плане с наименьшими радиусами при высоте насыпи более 2 м;
- с вогнутыми кривыми в продольном профиле, сопрягающими встречные уклоны с алгебраической разностью, - 50 промилле и более;
- идущих параллельно (на расстоянии менее 25 м от проезжей части) железнодорожным линиям, зданиям, водным потокам глубиной более 2 м, оврагам и горным ущельям, а также расположенным на склонах крутизной более 1:3;
- в местах с недостаточной видимостью при изменении направления дороги в плане;
- на участках сложных пересечений и примыканий дорог в разных уровнях.
Примечание. В горных районах при технико - экономических обоснованиях допускается предусматривать вместо ограждений барьерного типа каменные парапеты (для дорог всех категорий).
10.13. Столбы ограждений следует устанавливать на расстоянии не менее 0,5 м от бровки земляного полотна. Ширина обочин от кромки проезжей части дороги до ближайшей плоскости барьерного ограждения должна быть на дорогах I, II категорий не менее 3 м, а на дорогах III категории - не менее 1,75 м. Высоту барьерных ограждений следует назначать не менее 0,8 м. Конструкцию ограждений следует принимать с учетом удобства очистки дорог от снега.
10.14. Направляющие устройства в виде сигнальных столбиков следует предусматривать:
- на прямых участках дорог в плане при высоте насыпей от 2 до 3 м через 50 м для дорог I - III категорий, а для дорог, где не предусматриваются ограждения барьерного типа (согласно п. 10.12), и при большей высоте;
- при прохождении дорог через болота, вдоль водотоков глубиной от 1 до 2 м, а также в зоне расположения малых искусственных сооружений и на подходах к ним на расстоянии 30 м с каждой стороны через 10 м;
- на ответвлениях пересечений в одном уровне с внутренней стороны закруглений в пределах кривых при радиусах менее 60 м через 5 м, то же при радиусах от 60 до 400 м - через 10 м.
Расстояния между столбиками при высоте насыпей более 1 м на внешней стороне закруглений в плане в зависимости от величины радиуса кривых следует принимать:
| при радиусах | 1500 м и более - 25 м; |
| менее | 1500 до 1000 м - 20 м; |
| " | 1000 до 400 м - 15 м; |
| " | 400 до 60 м - 10 м; |
| " | 60 м - 5 м. |
Расстояние между сигнальными столбиками с внутренней стороны закруглений следует принимать в два раза большими по сравнению с расстояниями с внешней стороны.
Приложение 2.2
к Требованиям по обеспечению
безопасности движения на
автобусных маршрутах
- Главная
- ПРИКАЗ Минавтотранса РСФСР от 31.12.81 N 200 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОРГАНИЗАЦИИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ" (Часть 1.)
