в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 17.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • "ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИСПЫТАНИЯ И РЕГИСТРАЦИЯ НОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ИММУНОБИОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ. САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА. СП 3.3.2.561-96" (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31.10.96 N 33)
действует Редакция от 31.10.1996 Подробная информация
"ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИСПЫТАНИЯ И РЕГИСТРАЦИЯ НОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ИММУНОБИОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ. САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА. СП 3.3.2.561-96" (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31.10.96 N 33)

4. Порядок государственных испытаний и регистрации новых МИБП

4.1. Общие положения

4.1.1. Государственные испытания и регистрация медицинских иммунобиологических препаратов (далее именуется - государственные испытания и регистрация) является деятельностью, направленной на выполнение статей 43, 44 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Постановлением Правительства Российской Федерации N 1241 от 18.12.95 "О государственном контроле за медицинскими иммунобиологическими препаратами".

4.1.2. Научно-методическое руководство государственными испытаниями обеспечивается Государственным научно-исследовательским институтом стандартизации и контроля медицинских биологических препаратов им.Л.А.Тарасевича Минздрава России (далее - ГИСК). (Постановление ГКСЭН N 5 от 3.07.94, утвержденное Министерством юстиции РФ.)

4.1.3. Государственной регистрации подлежат новые препараты, предлагаемые для промышленного производства и применения на территории Российской Федерации, а также препараты зарубежного производства, предлагаемые для применения и производства в стране.

4.1.4. Медицинскими иммунобиологическими препаратами (далее - МИБП) являются препараты, предназначенные для специфической профилактики, диагностики и лечения инфекционных, паразитарных болезней и аллергических состояний: вакцины, иммуноглобулины, интерфероны, цитокины, сыворотки, бактериофаги, эубиотики, аллергены, диагностические препараты, питательные среды, иммуномодуляторы бактериального происхождения и на основе экстрактов органов и тканей.

4.1.5. Государственные испытания и регистрация производятся по представлению министерств, ведомств, предприятий, организаций, учреждений, иных юридических лиц независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, ответственных за разработку, внедрение, выпуск, экспорт и импорт этих препаратов.

4.1.6. Процесс государственных испытаний и регистрации включает следующие этапы: экспертизу материалов, лабораторные и полевые испытания, анализ их результатов, утверждение нормативно-технической документации, регистрацию и выдачу, свидетельства о государственной регистрации установленного образца, внесение в государственный реестр МИБП.

4.1.7. Государственная регистрация осуществляется на основании результатов всех этапов испытаний препарата, подтверждающих его эффективность, специфическую активность и безопасность, а также при наличии утвержденной нормативно-технической документации.

4.1.8. Предложения на государственные испытания и регистрацию направляются в Бюро по регистрации Минздрава России.

4.1.9. ГИСК организует экспертизу нормативно-технической документации, контроль образцов лабораторных и экспериментально-производственных серий МИБП, обеспечивает научно-методическое руководство выполнением программ ограниченных и полевых государственных (натурных) испытаний МИБП.

4.1.10. Подлинники всей нормативно-технической документации на МИБП, внесенных в государственный реестр МИБП, в 2-х экземплярах хранятся в ГИСКе, а Фармакопейные статьи (Временные Фармакопейные статьи) также в Фармакопейном государственном комитете Минздрава России.

4.1.11. Действие свидетельства о регистрации МИБП может быть приостановлено при выявлении ранее неизвестных побочных действий препарата, создающих угрозу здоровью человека. Информацию о прекращении действия свидетельства о регистрации и (или) запрете препарата сообщают заявителю в 3-дневный срок после принятия решения.

4.1.12. Заявителю гарантируется соблюдение конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, если это не ставит под угрозу здоровье человека.

4.1.13. Заявителю может быть отказано в регистрации препарата, при этом заявителю направляется мотивированный ответ.

4.1.14. Опротестование решения об отказе в регистрации препарата подается не позднее 30 дней со времени его принятия на имя Руководителя регистрирующей организации и может быть обжаловано в Арбитражном суде.

4.1.15. МИБП, выносимые на рассмотрение для применения в медицинской практике, не должны уступать по качеству аналогичным по назначению препаратам, применяемым в РФ. Они должны соответствовать национальным и, как правило, международным (ВОЗ) требованиям.

4.1.16. Применение новых препаратов в медицинской практике разрешается после их государственной регистрации на основании решения Комитета МИБП, по итогам Государственных испытаний экспериментально-производственных серий.

Для препаратов, потребность в которых ограничена и организация производственного выпуска нецелесообразна, по решению Минздрава России в Государственных испытаниях могут быть использованы лабораторные серии.

Временную Фармакопейную статью (ВФС) утверждают по представлению Комитета МИБП и Фармакопейного государственного комитета МИБП в установленном порядке.

4.2. Лабораторно-экспериментальное изучение МИБП

4.2.1. Целью лабораторно-экспериментального изучения МИБП является определение их качества с помощью адекватных методов исследования и контроля на соответствие национальным и международным требованиям. Лабораторные серии препарата, подлежащие изучению, готовят в соответствии с инструкцией по изготовлению и контролю, утвержденной директором организации-разработчика. При этом лабораторно-экспериментальное (доклиническое) изучение безвредности и иммуногенности МИБП, предназначенных для введения человеку, должно проводиться с обязательным использованием методов, определенных данным документом в разделе 5, а питательных сред - с использованием показателей и методов контроля, содержащихся в РД "Проведение испытаний диагностических питательных сред", Москва, 1982.

Изучение проводит организация-разработчик с привлечением при необходимости других учреждений и организаций.

4.2.2. Результаты лабораторно-экспериментального изучения препарата являются основанием для решения вопроса о возможности:

- испытания реактогенности, безопасности и специфической активности лабораторных серий на ограниченной группе людей;

- выпуска экспериментально-производственных и производственных серий диагностических препаратов, применяемых ин витро, и диагностических питательных сред с целью изучения их диагностической эффективности в Государственных испытаниях.

4.3. Испытание новых МИБП, вводимых человеку

В соответствии с Основами законодательства об охране здоровья граждан проведение испытаний на людях допускается только в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения.

Любое испытание с привлечением человека в качестве объекта может проводиться только после получения его письменного согласия. При получении согласия испытуемому должна быть предоставлена информация о целях, методах, побочных эффектах, возможном риске, продолжительности, ожидаемых результатах исследования.

Гражданин не может быть принужден к участию в испытаниях и имеет право отказаться от участия в них на любой стадии. Испытания проводят в 2 этапа:

- испытание лабораторных серий на ограниченной группе людей для оценки реактогенности, безопасности и специфической активности;

- государственные приемочные испытания экспериментально-производственных (производственных) серий.

4.3.1. Испытания лабораторных серий на реактогенность, безопасность и специфическую активность на ограниченной группе людей.

4.3.1.1. Разрешение на проведение испытаний и утверждение программы выдает комитет МИБП.

4.3.1.2. Документы и материалы, представляемые организацией-разработчиком в ГИСК им.Тарасевича:

- обоснование целесообразности разработки препарата - 4 экз.;

- отчет о лабораторно-экспериментальном (доклиническом) изучении препарата - 4 экз.;

- инструкция по изготовлению и контролю препарата, утвержденная директором организации-разработчика - 3 экз.;

- проект программы испытаний - 4 экз.;

- образцы трех лабораторных серий, подлежащих испытанию, с паспортами, подписанными заведующими ОБТК учреждения-разработчика.

Примечание: контроль серий аллергенов не предусматривает определения их специфической активности.

4.3.1.3. Контроль серий, подлежащих испытанию, осуществляет ГИСК им.Л.А.Тарасевича или другая испытательная организация

4.3.1.4. Организациями, ответственными за испытание реактогенности, безопасности и специфической активности МИБП, являются клиническое учреждение, где проводится испытание МИБП, определяемое Комитетом МИБП, и организация-разработчик.

4.3.2. Государственные приемочные испытания экспериментально-производственных (производственных) серий:

4.3.2.1. Новые МИБП, предназначенные для применения в практике здравоохранения, независимо от ведомственной принадлежности организации-разработчика подлежат государственным приемочным испытаниям *(1).

4.3.2.2. Головной организацией по государственным приемочным испытаниям МИБП является ГИСК им Л.А.Тарасевича.

4.3.2.3. Разрешение на проведение государственных приемочных испытаний нового препарата дает Комитет МИБП на основании данных экспертизы следующих документов и материалов, представляемых организацией-разработчиком препарата:

- отчета о лабораторно-экспериментальном изучении препарата - 4 экз.;

- отчета о результатах испытаний реактогенности, безопасности и специфической активности МИБП на ограниченной группе людей (представляется клинико-поликлиническим учреждением, проводившим испытания, совместно с учреждением-разработчиком) - 3 экз.;

- проекта ВФС с пояснительной запиской (представляется учреждением-разработчиком совместно с предприятием-изготовителем) - 5 экз.;

- экспериментально-производственного (производственного) регламента (ЭПР, ПР), утвержденного директором предприятия-изготовителя - 5 экз.;

- проекта Инструкции по применению препарата - 3 экз.;

- проекта программы натурных (полевых) испытаний - 3 экз.;

- образцов трех, подлежащих испытанию, экспериментально-производственных (производственных) серий препарата, выпущенных предприятием-изготовителем, с паспортами отдела биологического и технологического контроля (ОБТК).

4.3.2.4. Государственные приемочные испытания включают комплекс последовательно выполняемых, связанных между собой работ:

- экспертизу проектов нормативно-технической документации на препарат, в соответствии с РД 50-332-82;

- лабораторные испытания препарата;

- натурные (полевые) испытания;

- аттестацию организации-производителя МИБП при освоении производства нового препарата.

4.3.2.5. Организация, ответственная за проведение государственных испытаний, после их завершения представляет в Комитет МИБП отчет о результатах испытаний (5 экз.).

Комитет МИБП, рассмотрев его, принимает решение о возможности производства и применения МИБП в медицинской практике.

4.3.3. Содержание государственных приемочных испытаний.

4.3.3.1. Экспертиза нормативно-технической документации на препарат.

4.3.3.1.1. Перечень представляемых и подлежащих экспертизе НТД и других необходимых материалов указан в п.4.3.2.3 настоящего документа.

4.3.3.1.2. Экспертизу проводят в соответствии с положениями РД 50-332-82.

4.3.3.1.3. При оценке научно-технического уровня НТД определяют соответствие основных показателей качества препарата, сырья и материалов, используемых при его производстве, методов лабораторного контроля готового препарата, методов операционного контроля, заложенных в ЭПР (ПР), рекомендациям ВОЗ, национальным требованиям других стран.

4.3.3.1.4. При метрологической экспертизе НТД определяют оптимальность номенклатуры измеряемых параметров при операционном контроле и контроле готового препарата, устанавливают обоснованность норм точности измерений, полноты и правильности требований к методикам выполнений измерений, правильность выбора отраслевого стандартного образца (ОСО) при измерении основных показателей качеств препарата, используемых при его производстве материалов, анализируют материалы по метрологической аттестации лабораторных методов контроля, оценивают возможность заложенных в НТД лабораторных методов контроля стандартизировать препарат по основным показателям качества.

4.3.3.1.5. При экспертизе устанавливают соответствие содержания, порядка построения и оформления проектов ВФС и ЭПР (ПР) положениям раздела 13 настоящего документа и ОСТ 42- 1-83.

4.3.3.2. Лабораторные испытания препарата.

4.3.3.2.1. Испытания включают:

- лабораторные испытания не менее трех экспериментально-производственных (производственных) серий препарата;

- инспекционную проверку предприятия-изготовителя представленных для испытания серий препарата с целью установления соответствия условий изготовления требованиям НТД;

- метрологическую аттестацию содержащихся в НТД методов лабораторного контроля (п.4.3.3.1.4);

- оценку препарата в тестах, не включенных в НТД в качестве методов лабораторного контроля (необходимость и содержание этой работы устанавливают на основании анализа материалов экспериментально-лабораторного изучения препарата, проведенного в соответствии с требованиями настоящего документа).

4.3.3.2.2. Образцы серий препарата, а также необходимые для проведения лабораторных испытаний материалы представляет бесплатно организация-изготовитель (разработчик). Испытания могут быть проведены на базе организации-изготовителя (разработчика).

4.3.3.3. Натурные (полевые) испытания.

4.3.3.3.1. Испытаниям подвергают экспериментально-производственные (производственные) серии препарата.

4.3.3.3.2. В натурных испытаниях оценивают следующие показатели качества МИБП:

- для профилактических препаратов - профилактическую эффективность, антигенную активность, побочное действие (реактогенность и безопасность), эксплуатационные свойства;

- для лечебных препаратов - лечебную эффективность, определенную в соответствии с назначением препарата, и побочное действие;

- для диагностических препаратов, вводимых людям, - диагностическую ценность, устанавливаемую на основе показателей специфичности и чувствительности препарата, безопасность;

- информативность содержащихся в НТД лабораторных методов оценки основных показателей качества препарата.

4.3.3.3.3. Натурные испытания проводят с соблюдением основных принципов строго контролируемого полевого опыта.

4.3.3.3.4. Профилактические, лечебные и вводимые людям диагностические препараты испытывают при применении их в дозе и способом, безопасность которых установлена в исследовании на ограниченной группе людей.

4.3.3.3.5. В испытаниях, как правило, должны быть использованы препараты сравнения - коммерческие отечественные или зарубежные однонаправленные препараты.

Серии нового препарата, "плацебо" и препарат сравнения, если последний используется, должны быть отконтролированы ОБТК организации-изготовителя, а также ГИСК им.Л.А.Тарасевича (другой контролирующей организацией) по всем показателям, содержащимся в соответствующих НТД.

4.3.3.3.6. Изучаемый препарат, препарат сравнения и "плацебо", а также все материалы, необходимые для проведения испытаний, представляет бесплатно организация (ведомство), финансирующая государственные испытания.

4.3.3.3.7. Программу натурных испытаний разрабатывает учреждение, ответственное за его проведение (см. раздел 6).

К составлению программы и ее выполнению могут привлекаться организация-разработчик, научно-исследовательские институты соответствующего профиля, а также санитарно-эпидемиологические и лечебно-профилактические учреждения.

В программе формулируют цели и задачи испытания, объем, методику и сроки выполнения планируемых работ, территории, контингенты, учреждения, ответственные за проведение отдельных фрагментов испытания. В программе испытания препаратов, вводимых людям, должны быть учтены рекомендации, содержащиеся в разделах 6-8 и 12 настоящего документа.

Программу натурных испытаний утверждает Комитет МИБП.

4.3.3.3.8. Результаты натурных испытаний учитывают при окончательном редактировании ВФС и составлении: Инструкции по применению препарата.

4.3.3.4. Аттестация организации-производителя МИБП.

Аттестацию организации-производителя МИБП при освоении производства препарата, внедряемого в практику по результатам государственных приемочных испытаний, проводят в соответствии с "Положением об аттестации производства МИБП". При этом организации-производителю выдается "Сертификат производства", дающий право производить препарат.

4.3.4. Порядок проведения государственных приемочных испытаний:

4.3.4.1. Головная организация по государственным испытаниям МИБП ГИСК им.Л.А.Тарасевича, осуществляет:

- экспертизу НТД, лабораторные испытания экспериментально-производственных (производственных) серий, научно-методическое руководство проведением натурных испытаний МИБП, предназначенных для специфической профилактики и диагностики инфекционных болезней, составление по результатам испытаний Инструкции по применению препарата, внесение изменений в проекты ВФС;

- экспертизу НТД, лабораторные испытания экспериментально-производственных серий, рецензирование программ натурных испытаний МИБП, предназначенных для лечения инфекционных болезней, диагностики и лечения аллергических заболеваний, участие в составлении инструкции по применению, внесение изменений в проекты ВФС;

- экспертизу ВФС в части, касающейся общих методов контроля (стерильность, массовая доля влаги, другие физико-химические показатели и т.п.), при необходимости их проведения; определение соответствия построения, содержания, изложения и оформления ВФС и инструкций по применению МИБП, предназначенных для профилактики, диагностики и лечения паразитарных и венерических болезней, требованиям разделов 12 и 13 настоящего документа;

- научно-методическое руководство государственными испытаниями МИБП для специфической профилактики, диагностики и лечения паразитарных и венерических болезней, лечения инфекционных болезней, диагностики и лечения аллергических заболеваний;

- аттестацию организации-производителя МИБП при освоении производства нового препарата.

4.3.4.2. Учреждениями, ответственными за организацию государственных приемочных испытаний МИБП, предназначенных для специфической профилактики, диагностики и лечения паразитарных и венерических болезней, являются соответственно Институт медицинской паразитологии и тропической медицины им.Е.И.Марциновского и Центральный научно-исследовательский кожно-венерологический институт Минздрава России (РД 42-28-1-91), которые выполняют:

- экспертизу НТД;

- лабораторные испытания экспериментально-производственных (производственных) серий;

- организацию натурных испытаний;

- составление по результатам испытаний инструкций по применению препаратов, внесение изменений в проекты ВФС.

4.3.4.3. Составление и выполнение программ натурных испытаний МИБП для лечения инфекционных болезней, диагностики и лечения аллергических заболеваний осуществляют клинические учреждения, которые определены Комитетом МИБП как ответственные за проведение испытания.

4.3.4.4. Отчет о результатах государственных приемочных испытаний, проекты ВФС и Инструкции по применению нового препарата рассматривает Комитет МИБП. На основании его рекомендаций и рекомендаций Фармакопейного государственного комитета утверждаются ВФС, инструкция по применению и препарат вносится в Государственный реестр МИБП, разрешенных для промышленного производства и применения.

4.3.5. Финансирование государственных приемочных испытаний.

Финансирование всех работ по государственным приемочным испытаниям осуществляют организация-разработчик, организация-производитель или заказчик препарата, выделяя необходимые средства организации, ответственной за проведение испытаний.

  • Главная
  • "ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИСПЫТАНИЯ И РЕГИСТРАЦИЯ НОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ИММУНОБИОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ. САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА. СП 3.3.2.561-96" (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31.10.96 N 33)