Последнее обновление: 23.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" на 2013-2020 годы
XIV. Анализ рисков реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" и описание мер управления рисками реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
К основным рискам реализации Государственной программы относятся:
финансово-экономические риски – недофинансирование мероприятий Государственной программы со стороны регионов, муниципалитетов, образовательных организаций;
нормативные правовые риски – непринятие или несвоевременное принятие необходимых нормативных актов, внесение существенных изменений в Законопроект, влияющих на мероприятия Государственной программы;
организационные и управленческие риски – недостаточная проработка вопросов, решаемых в рамках Государственной программы, слабость управленческого потенциала, неадекватность системы мониторинга, отставание от сроков реализации мероприятий;
социальные риски, связанные с сопротивлением населения, профессиональной общественности и политических партий и движений целям и реализации Государственной программы;
риски, связанные с региональными особенностями, – недостаточное финансирование со стороны субъектов Российской Федерации необходимых для достижения поставленных целей Государственной программы мероприятий, а также непонимание региональными органами исполнительной власти задач и приоритетов развития образования.
Финансово-экономические риски связаны с возможным недофинансированием ряда мероприятий, в которых предполагается софинансирование деятельности по достижению целей программы. Минимизация этих рисков возможна через заключение договоров о реализации мероприятий, направленных на достижение целей программы, через институционализацию механизмов софинансирования.
Нормативные риски. В Государственной программе заложены, в том числе, мероприятия, направленные на изменения в системе образования, заложенные в Законопроекте. Изменение положений Законопроекта, мероприятия по которым отражены в Государственной программе (принятие Законопроекта перенесено на 2012 год), потребуют внесения соответствующих изменений в Государственную программу, что повлияет на выполнение мероприятий и достижение целей. Реализация ряда мероприятий также зависит от сроков принятия Законопроекта.
Устранение (минимизация) рисков связано с качеством планирования реализации Государственной программы, обеспечением мониторинга ее реализации и оперативного внесения необходимых изменений.
Организационные и управленческие риски. Ошибочная организационная схема и слабый управленческий потенциал (в том числе недостаточный уровень квалификации для работ с новыми инструментами) могут приводить к неэффективному управлению процессом реализации Государственной программы, несогласованности действий основного исполнителя, соисполнителей и участников Государственной программы, низкому качеству реализации программных мероприятий на территориальном уровне и уровне образовательных организаций. Устранение риска возможно за счет организации единого координационного органа по реализации Государственной программы и обеспечения постоянного и оперативного мониторинга реализации Государственной программы и ее подпрограмм, а также за счет корректировки программы на основе анализа данных мониторинга. Важным средством снижения риска является проведение аттестации и переподготовка управленческих кадров системы образования, а также опережающая разработка инструментов мониторинга до начала реализации Государственной программы.
Социальные риски могут реализоваться в сопротивлении общественности осуществляемым изменениям, связанном с недостаточным освещением в средствах массовой информации целей, задач и планируемых в рамках Государственной программы результатов, с ошибками в реализации мероприятий Государственной программы, с планированием, недостаточно учитывающим социальные последствия. Минимизация названного риска возможна за счет обеспечения широкого привлечения общественности к обсуждению целей, задач и механизмов развития образования, а также публичного освещения хода и результатов реализации Государственной программы. Важно также демонстрировать достижения в результате реализации Государственной программы и формировать группы лидеров.
Риски, связанные с региональными особенностями. Существующие различия регионов обуславливают разный уровень финансовых и управленческих возможностей субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий Государственной программы. Ситуация может быть усугублена проблемами, связанными с недостаточной межуровневой координацией органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, недостаточным пониманием задач государственной политики. Снижение риска недостаточного финансирования возможно при обеспечении правильного расчета необходимых объемов средств регионального бюджета и необходимого дополнительного финансирования из федерального бюджета, а также привлечения внебюджетных источников. Устранение риска недостаточной межуровневой координации органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, возможно через информационное обеспечение, операционное сопровождение реализации Государственной программы, включающее оперативное консультирование всех исполнителей Государственной программы.
- Главная
- ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" на 2013-2020 годы