Последнее обновление: 25.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" на 2013-2020 годы
1.10. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы 1 "Развитие профессионального образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
Объем финансового обеспечения подпрограммы 1 составляет в 2013-2020 годах 5 614,5 млрд. рублей. В том числе ежегодно на реализацию подпрограммы предусмотрено от 310,85 млрд. рублей в 2013 году до 984,9млрд. рублей в 2020 году. Объемы соответствующих расходов в процентах к ВВП увеличиваются в 2013-2020 годах с 0,61% до 0,73%. Основными факторами роста расходов подпрограммы, опережающего темпы роста ВВП, является увеличение средней заработной платы педагогических работников вузов и повышение уровня стипендиального обеспечения студентов. Дальнейшее сокращение расходов подпрограммы по отношению к ВВП обусловлено изменением структуры системы профессионального образования (в том числе массовое развитие программ получения прикладных квалификаций и прикладного бакалавриата), сокращением числа вузов.
В расходах на основное мероприятие 1.1. "Реализация образовательных программ высшего образования на основании государственного задания с учетом выхода на эффективный контракт с научно-педагогическими работниками, а также с учетом введения прикладного бакалавриата и с учетом повышенного норматива для ведущих вузов и капиталоемких направлений подготовки" учитывается сокращение численности обучающихся на соответствующих образовательных программах, реализуемых за счет средств федерального бюджета. При этом численность преподавателей в ведущих вузах (около 23% расходов на образование в соответствующих вузах в 2012 году) остается неизменной, а численность преподавателей в специализированных отраслевых вузах (около 19% расходов на образование в соответствующих вузах в 2012 году) сокращается в 2013-2017 годах на 10%. При этом численность преподавателей в остальных вузах сокращается почти на 20%. Соответствующая оптимизация численности преподавателей вузов обусловлена сокращением численности обучающихся в 2012-2016 годах на величину до 30% в результате негативных демографических тенденций, введения минимальных требований к уровню подготовки поступающих на бюджетные места в вузы, а также развития 3-летних программ прикладного бакалавриата, на которых будет обучаться до 30% от поступающих на программы высшего образования к 2020 году. Проведенные расчеты предполагают естественное отставание сокращения численности преподавателей по сравнению с сокращением численности обучающихся в силу особенностей контрактных отношений с преподавателями вуза.
В расчетах объемов средств на обеспечение государственного задания на реализацию образовательных программ высшего образования учитывается доведение средней заработной платы преподавателей вузов до 200% от средней в экономике к 2018 году.
Наряду с этим расчетные объемы субсидий на финансирование государственного задания на реализацию образовательных программ высшего образования учитывают ежегодный двукратный рост в 2014-2015 годах расходов, связанных с обучением на образовательных программах по техническим (инженерным) направлениям подготовки.
Финансовое обеспечение основного мероприятия 1.2. "Реализация образовательных программ среднего профессионального образования и профессионального обучения на основе государственного задания с учетом выхода на эффективный контракт с педагогическими работниками, а также с учетом введения прикладного бакалавриата, модульных и кратких программ освоения прикладных квалификаций" складывается из субсидий на обеспечение государственного задания на реализацию образовательных программ начального профессионального и среднего профессионального образования и прикладного бакалавриата. В соответствующих расчетах заложена индексация соответствующих расходов с учетом индекса-дефлятора ВВП и выделения в 2014-2020 годах от 10% до 60% соответствующих средств на обеспечение государственного задания на реализацию образовательных программ прикладного бакалавриата и перевод образовательных программ начального профессионального образования на образовательные программы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования.
Наиболее существенные статьи расходов в рамках основного мероприятия 1.3. "Опережающее развитие непрерывного профессионального образования, в том числе развитие региональных систем непрерывного образования, а также заочной и очно-заочной форм образования, открытого образования" связаны с поддержкой проектов модернизации непрерывного образования в субъектах Российской Федерации (четырехлетняя поддержка 25 проектов в 2015-2019 годах в размере 200 млн. рублей на проект в год с индексацией по инфляции), поддержкой федеральных программ открытого образования и самообразования (6 проектов, поддерживаемых в размере от 500 млн. до 3 млрд. рублей в год в 2015-2020 годах), поддержкой программ развития заочных и очно-заочных (вечерних) форм получения профессионального образования (поддержка 1-3 проектов заочных университетов, реализующих образовательные программы не менее чем для 25 тысяч студентов в год). На развитие ваучеров для программ дополнительного профессионального образования в высокотехнологичной сфере предполагается направить до 25 млрд. рублей. На развитие массовых программ образовательного кредитования, покрывающих не менее 20% поступающих на места с полным возмещением затрат на обучение, будет направлено к 2020 году около 28 млрд. рублей.
Основные статьи расходов в рамках основного мероприятия 1.4.
"Формирование современной структуры сети образовательных организаций профессионального образования, отражающей изменения в потребностях экономики и запросов населения" предполагают ежегодное выделение в 2013-2015 годах 350 млн. рублей на реализацию 15 программ объединения вузов. Наряду с этим в 2014-2019 годах запланирована поддержка региональных программ
профессионального образования во всех субъектах Российской Федерации с общим объемом 1 проекта в размере 700 млн. рублей в год.
Основной статьей затрат в рамках основного мероприятия 1.5 "Повышение качества профессионального образования, в том числе через поддержку интернационализации, а также программ развития вузов" является поддержка программ развития 39 ведущих вузов (МГУ им. Ломоносова, СПбГУ, федеральных и национальных исследовательских университетов) в части развития
образовательной деятельности в размере около 380 млн. рублей в расчете на 1 вуз с 2015 года с индексацией по инфляции до 2020 года. Наряду с этим на период 2014-2020 годов запланировано финансирование 20 тысяч долгосрочных (не менее 1 семестра) международных стажировок для преподавателей вузов при средней стоимости 1 стажировки в размере 1,2 млн. рублей с индексацией по инфляции, а также развитие доступа к электронным информационно-образовательным ресурсам (5 млрд. рублей) и развитие международных реферируемых журналов (3 млрд. рублей).
Основной расходной статьей основного мероприятия 1.6. "Модернизация образовательных программ профессионального образования с использованием новых технологий, обеспечивающая гибкость и индивидуализацию процесса обучения" является финансирование создания 25 федеральных государственных образовательных стандартов прикладного бакалавриата и федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья средней стоимостью около 150 млн. рублей. Наряду с этим предполагается поддержка разработки 600 специализированных профессиональных стандартов подготовки высококвалифицированных рабочих при участии объединений работодателей при средней стоимости стандарта 650 тыс. рублей.
Основные расходы в рамках основного мероприятия 1.7. "Модернизация инфраструктуры системы профессионального образования" направлены на реализацию инвестиционных проектов в сфере профессионального образования, запланированных в федеральном бюджете 2012-2014 годов. С 2013 года запланировано выделение финансирования программ капитального ремонта и обновления образовательной инфраструктуры вузов на конкурсной основе в размере около 3,5% от объема средств выделяемых на выполнение государственного задания на реализацию образовательных программ высшего образования для гражданских вузов. Объемы средств на реализацию мероприятий, связанных с внедрением энергосберегающих технологий в системе образования, составляют около 170 млн. рублей в год в 2015-2020 годах.
Общие объемы ассигнований в рамках основного мероприятия 1.8. "Опережающее развитие научной, культурной и спортивной составляющей профессионального образования, включая расширение практики конкурсов и сезонных школ, сетевых проектов" в размере 120-175 млн. рублей направляются в 2013-2020 годах на организацию и проведение федеральных конкурсных мероприятий в области культуры, спорта, общественной деятельности среди обучающихся профессиональных образовательных организаций, разработку нормативно-правового, учебно-методического обеспечения физического воспитания в организациях профессионального образования, организацию и проведение выставок, семинаров, конференций, посвященных актуальным вопросам развития системы образования, организацию и проведение олимпиад, конкурсов, летних и зимних школ, реализацию сетевых проектов для талантливых студентов и аспирантов, в том числе обеспечение их участия в международных олимпиадах.
Основной объем средств, расходуемых в рамках основного мероприятия 1.9. "Развитие взаимодействия профессионального образования с рынком труда, с местными сообществами", направляется на поддержку объединений работодателей в части стимулирования формирования и развития государственно-общественных объединений по укрупненным группам направлений образовательных программ профессионального образования. На протяжении 2014-2018 годов ежегодно будут поддерживаться от 20 до 30 проектов стоимостью 150 млн. рублей.
Основной объем средств в рамках основного мероприятия 1.10. "Повышение квалификации, подготовка и профессиональная переподготовка работников системы образования" направляется в 2014-2019 годах на реализацию образовательных программ переподготовки и повышения квалификации работников системы образования. Предполагается рост числа поддерживаемых программ с 30 в 2014 году до 210 в 2019 году при стоимости одной образовательной программы 4 млн. рублей в 2014 году с дальнейшей индексацией в соответствии с инфляцией.
Основная статья расходов основного мероприятия 1.11. "Обеспечение социальной поддержки обучающихся на программах профессионального образования" - увеличение фонда стипендиального обеспечения студентов, обучающихся в федеральной сети гражданских вузов. Запланировано увеличение стипендиального фонда, позволяющее в 2013 году довести до 5 тыс. рублей ежемесячную стипендию 30% студентов, обучающихся на местах, финансируемых за счет средств федерального бюджета. Кроме того, на обеспечение конкурентоспособности стипендий для лучших студентов магистратуры, аспирантуры и заработной платы работающих на контрактах "пост-доков" предполагается направить около 7 млрд. рублей. Этой мерой будет охвачено около 4,5 тыс. человек в год.
В 2014-2020 годах стипендиальный фонд корректируется темпами изменения среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в экономике.
Общие объемы ассигнований в рамках основного мероприятия 1.12. "Социальные гарантии работникам профессионального образования" включают: компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, компенсацию педагогическим работникам расходов на приобретение научной литературы. С учетом существенных повышений зарплат соответствующим категориям работников выплата компенсации расходов на приобретение научной литературы не планируется с 2015 года включительно.
Информация об объемах финансирования подпрограммы 1 "Развитие профессионального образования" представлена в таблице 6 приложения к Государственной программе.
- Главная
- ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" на 2013-2020 годы