в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 22.04.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" на 2013-2020 годы
не действует Редакция от 26.10.2012 Подробная информация
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" на 2013-2020 годы

1.1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 1 "Развитие профессионального образования", описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития.

Профессиональное образование в Российской Федерации представлено следующими уровнями: начальным профессиональным <9>, средним профессиональным, высшим профессиональным, послевузовским профессиональным образованием, системой переподготовки и повышения квалификации <10>. Сегодня в России функционирует около 3 тысяч образовательных организаций НПО, 2,8 тысячи образовательных организаций СПО, а также более тысячи образовательных организаций ВПО.


<9> В проекте Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" начальное профессиональное образование как уровень профессионального образования исключен.

<10> В проекте Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" высшее профессиональное образование представлено уровнями: бакалавриат; подготовка специалиста и магистратура; подготовка научно-педагогических кадров, ординатура и ассистентура-стажировка.

За рубежом традиционно используется понятие третичного образования, к которому относится российское среднее профессиональное и высшее профессиональное образование. По численности студентов, обучающихся на этих программах, Россия является мировым лидером - 673 человека в расчете на 10 тысяч населения в 2009 году (в странах ОЭСР соответствующий показатель в середине 2000-х годов варьировал в пределах 160-660 человек на 10 тысяч населения).

В профессиональном образовании основными направлениями государственной политики в последние годы являлись:

разработка и внедрение ФГОС, обеспечивающих большую гибкость образовательных программ;

диверсификация структуры сети профессионального образования, включая выделение ведущих вузов, поддержка региональных программ развития профессионального образования;

поддержка образовательных организаций, реализующих инновационные образовательные программы;

внедрение новых финансово-экономических механизмов и организационных форм.

Активно развивалась сеть организаций начального профессионального и среднего профессионального. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 2413-р в собственность субъектов Российской Федерации были переданы 706 учреждений среднего профессионального образования, расположенных в 73 субъектах Российской Федерации.

Существенная часть организаций была присоединена к вузам. Это позволило создать условия для формирования вертикально-интегрированных образовательных кластеров, которые призваны обеспечить гибкость программ и мобильность талантливых и активных молодых людей.

Указанные мероприятия заложили базу для обновления системы профессионального образования в соответствии с новыми экономическими реалиями и перспективами. Однако в повестке развития российской системы профессионального образования продолжают оставаться нерешенные проблемы, связанные как с незавершенностью начатых преобразований, так и со стремлением "приспособить" устаревшие содержательные и организационные характеристики организаций профессионального образования к новой экономической, социальной и культурной реальности.

Одна из острейших проблем - несоответствие структуры профессионального образования и потребностей рынка труда: значительное число вузов практически утратило связь с рынком труда, 85% выпускников школ продолжают обучение в вузах, более 2/3 обучающихся в образовательных организациях профессионального образования - студенты вузов. Остро ощущается дефицит квалифицированных исполнителей, способных работать с современными технологиями, о чем свидетельствуют результаты опросов работодателей.

Связанной с этим проблемой является недостаточный масштаб и снижающееся качество подготовки квалифицированных рабочих и служащих, низкий престиж соответствующих программ. Мы отстаем с распространением образовательных программ, обеспечивающих получение прикладных квалификаций (обучение "на рабочем месте", продолжительностью от нескольких месяцев до года; прикладной бакалавриат, обеспечивающий, наряду с фундаментальными знаниями в определенной предметной области, квалификацию для работы со сложными технологиями; совместные программы государственных и корпоративных образовательных организаций). Не решена проблема качества обучения, получаемого в заочной и очно-заочной (вечерней) формах.

Сохраняется проблема низкой инновационной активности вузов и неоправданно недостаточного вклада высшей школы в развитие национальной экономики по инновационному сценарию. На этом фоне особым вызовом является полноценное разворачивание современной магистратуры и аспирантуры в соответствии с принципами Болонского процесса. За последние годы резко увеличилось количество аспирантов и магистров, но их научно-инновационная продуктивность не растет.

Продолжается падение международной конкурентоспособности российских университетов, снижение роли России как экспортера образовательных услуг. Присоединение России к Болонскому процессу стало прорывом в многолетней изоляции российского высшего образования от глобального рынка талантов, знаний и технологий. Однако до полноценной интеграции в мировое образовательное пространство еще далеко.

Эти проблемы отражают общее снижение качества образовательных результатов во многих высших учебных заведениях, где практикой стало псевдообразование, торговля дипломами. Особенно это характерно для небольших филиалов вузов, расположенных в малых городах.

Важнейшим вызовом для системы является качество и квалификация работников всех уровней системы профессионального образования. Сегодня только треть преподавателей вузов ведет исследования, меньше 10% из них интегрированы в международное академическое сообщество. В системах НПО и СПО мастера производственного обучения не владеют современными технологиями и неконкурентоспособны на профессиональном рынке труда. Разрушена система мобильности и повышения квалификации научно-педагогических кадров внутри национальной системы профессионального образования, не работают конкурсные механизмы академического найма.

В последние годы были сделаны большие вложения в инфраструктуру вузов, однако, они проводились без учета необходимой оптимизации, не фокусировались в точках роста и на особо острых проблемах. В результате среди ведущих университетов практически нет вузов с современными кампусами, отсутствуют современные лаборатории. Инфраструктура организаций СПО и НПО переданных на региональный уровень нуждается в серьезной модернизации.

Не решена проблема доступности качественного профессионального образования для семей с низкими доходами и низким уровнем образования родителей. Не реализуется роль профессионального образования как социального лифта. Вместе с тем в обществе сформировалось понимание важности профессионального образования: около 2/3 семей, имеющих детей от 4-х до 22-летнего возраста, выражают в этой связи готовность нести определенную финансовую нагрузку (от 50 тыс. рублей до 150 тыс. рублей в год). Однако в России не развита система образовательных кредитов, которая расширяла бы возможность софинансировать обучение.

К настоящему времени не завершен поиск эффективных моделей развития региональных систем НПО и СПО, медленно усиливается роль местных сообществ и работодателей в развитии этих систем. Остается глубоким разрыв между задачами вузов федерального подчинения, находящихся в регионах, и задачами социально-экономического развития этих регионов и городов. Эта ситуация усугубляется тем, что сегодня, помимо Минобрнауки России, 17 федеральных органов исполнительной власти имеют в своем подчинении около 300 вузов (без учета вузов силовых ведомств). Распределение учреждений высшего образования по субъектам Российской Федерации характеризуется крайней неоднородностью.

Проблема низкого участия взрослого населения в дополнительном профессиональном образовании и несформированности системы непрерывного образования в целом значительно снижают способность нашей страны противостоять турбулентным процессам в мировой экономике и развиваться в условиях обостряющейся международной конкуренции. Внедрение в экономике современных наукоемких технологий диктует повышенные требования к квалификации персонала, его ответственности, готовности осваивать новые подходы к профессиональной деятельности. Эта система только складывается в России и нуждается в поддержке растущего корпоративного сектора.

Указанные вызовы и проблемы, стоящие перед отечественным профессиональным образованием, в государственной программе будут решаться через совокупность комплексных и взаимосвязанных мероприятий. В результате социально-экономического развития страны и реализации мероприятий данной Подпрограммы будет реализован прогноз развития системы профессионального образования, представленный в разделе II Государственной программы.

  • Главная
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" на 2013-2020 годы