в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 25.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" на 2013-2020 годы
не действует Редакция от 26.10.2012 Подробная информация
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" на 2013-2020 годы

Подпрограмма 2 "Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей"

ПАСПОРТ Подпрограммы 2 "Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы
Ответственный исполнитель подпрограммы Государственной программы - Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)
Участники подпрограммы Государственной программы - Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России)
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России)
Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор)
Федеральная налоговая служба (ФНС России) Министерство иностранных дел Российской
Федерации (МИД России)
Российская академия наук (РАН)
Сибирское отделение Российской академии наук (СО РАН)
Российская академия художеств (РАХ)
Уральское отделение Российской академии наук (УрО РАН)
Дальневосточное отделение Российской академии наук (ДВО РАН)
Российская академия образования (РАО)
Программно- целевые инструменты - Не предусмотрены
Цель подпрограммы Государственной программы - Создание в системе дошкольного, общего и дополнительного образования равных возможностей для современного качественного образования и позитивной социализации детей
Задачи подпрограммы Государственной программы - Формирование образовательной сети и финансово-экономических механизмов, обеспечивающих равный доступ населения к услугам дошкольного, общего и дополнительного образования детей;
модернизация содержания образования и образовательной среды для обеспечения готовности выпускников общеобразовательных учреждений к дальнейшему обучению и деятельности в высокотехнологической экономике;
обновление состава и компетенций педагогических кадров, создание механизмов мотивации педагогов к повышению качества работы и непрерывному профессиональному развитию;
создание современной инфраструктуры неформального образования для формирования у обучающихся социальных компетенций,
гражданских установок, культуры здорового образа жизни
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы Государственной программы - Целевыми индикаторами подпрограммы являются:
удельный вес численности детей в возрасте от 0 до 3 лет, охваченных программами поддержки раннего развития, в общей численности детей соответствующего возраста;
доступность предшкольного образования (отношение численности детей 5-7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 5-7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5-7 лет, обучающихся в школе);
удельный вес численности детей-инвалидов, обучающихся по программам общего образования на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, в общей численности детей-инвалидов, которым не противопоказано обучение;
охват детей в возрасте 5-18 лет программами
дополнительного образования (удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования, в общей численности детей в возрасте 5-18 лет);
удельный вес численности учителей в возрасте до 30 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций;
удельный вес численности руководителей государственных (муниципальных) организаций дошкольного образования, общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей, прошедших в течение последних трех лет повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в общей численности руководителей организаций дошкольного, общего, дополнительного образования детей;
удельный вес численности российских школьников, достигших базового уровня образовательных достижений грамотности в международных сопоставительных исследованиях качества образования (PIRLS, TIMSS, PISA);
отношение среднемесячной заработной платы работников государственных (муниципальных) организаций дошкольного образования, общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей (учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования) к средней заработной плате в соответствующем регионе;
удельный вес обучающихся по программам общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности обучающихся по программам общего образования.
Сроки и этапы реализации подпрограммы Государственной программы - Срок реализации подпрограммы Государственной программы – 2013-2020 годы:
1 этап – 2013-2015 годы
2 этап – 2016-2018 годы
3 этап – 2019-2020 годы
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы Государственной программы - Объем финансирования мероприятий подпрограммы в ценах соответствующих лет составит за счет средств федерального бюджета 954 011 958,81 тыс. рублей (в том числе дополнительные ассигнования федерального бюджета на 2013 и 2014 годы в размере 114 599 637,41 тыс. рублей):
2013 год – 56 822 896,40 тыс. рублей
2014 год – 15 173 748,90 тыс. рублей
2015 год – 106 922 525,38 тыс. рублей
2016 год – 117 871 875,94 тыс. рублей
2017 год – 126 594 925,09 тыс. рублей
2018 год – 129 992 432,17 тыс. рублей
2019 год – 137 482 019,65 тыс. рублей
2020 год – 148 551 897,88 тыс. рублей
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы Государственной программы - В рамках подпрограммы будут обеспечены следующие результаты:
обеспечено выполнение государственных гарантий общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего образования; всем семьям, нуждающимся в поддержке в воспитании детей раннего возраста, будут предоставлены консультационные услуги; будут ликвидированы очереди в дошкольные образовательные учреждения;
всем детям-инвалидам будут предоставлены возможности освоения образовательных программ общего образования форме дистанционного, специального (коррекционного) или инклюзивного образования;
всем обучающимся независимо от места жительства будет обеспечен доступ к современным условиям обучения, включая высокоскоростной доступ в сеть Интернет;
все старшеклассники получат возможность обучаться по образовательным программам профильного обучения; увеличится охват детей программами дополнительного образования детей;
будет сокращен разрыв в качестве образования между наиболее и наименее успешными школами; средняя заработная плата учителей общеобразовательных организаций составит не менее 100% от средней заработной платы по соответствующем регионе;
средняя заработная плата педагогов дошкольных образовательных организаций составит не менее 100% от средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе; всем педагогам будут обеспечены возможности непрерывного профессионального развития;
в общеобразовательных учреждениях увеличится доля молодых педагогов, имеющих высокие образовательные результаты по итогам обучения в вузе;
улучшатся результаты обучающихся в национальных мониторингах (готовности обучающихся к освоению программ начального, основного, среднего общего и профессионального образования; уровня социализации выпускников основных общеобразовательных организаций);
будет обеспечено единство образовательного пространства Российской Федерации.
2.1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 2 "Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей", описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

Доля молодых людей, получающих полное среднее образование, в России несколько выше среднего для стран ОЭСР уровня. При этом, однако, ожидаемая продолжительность обучения в России ниже, чем в среднем в странах ОЭСР, что связано с относительно низким охватом дошкольным образованием и меньшей продолжительностью школьного образования (11 лет против 12-14 лет в странах ОЭСР).

После 1992 года происходило сокращение количества учреждений дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей. Основной причиной стало уменьшение числа обучающихся, вызванное демографическими изменениями.

Вложения в сферу дошкольного образования признаны сегодня в мире наиболее эффективными с точки зрения повышения качества последующего образования, выравнивания стартовых возможностей. Многие развитые страны сделали дошкольное образование обязательным или стремятся к максимальному охвату детей этими программами.

За последние годы охват детей дошкольным образованием увеличился и на 1 января 2012 года составил 63,7%, впервые за последние 20 лет приблизившись к показателям 1991 года (63,9%). Охват детей в возрасте от 3 до 7 лет составляет 74,8%, охват детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) - 83,3%.

По показателю охвата детей дошкольным образованием Россия соответствует средним значениям по странам ОЭСР. Однако необходимо учитывать, что российские дети включаются в обязательное школьное образование позже, чем их сверстники в развитых странах и в большинстве стран со средним уровнем развития. Охват дошкольным образованием существенно различается по возрастным группам.

Не развит сектор сопровождения раннего развития детей, недостаточно высоким (по стандартам развитых стран) является охват на предшкольной ступени (старше 5 лет).

С 1995 по 2009 годы в стране произошло значительное сокращение дошкольных образовательных организаций (с 68,6 тыс. до 45,3 тыс.). В последние годы в этих условиях при росте рождаемости (с 2000 года в среднем на 2,% в год) в отдельных субъектах Российской Федерации возник дефицит мест. В 2011 году за счет поддержки с федерального уровня (1 млрд. рублей) было создано дополнительно более 200 тыс. мест в детских садах.

Однако в условиях продолжающегося роста численности детей дошкольного возраста численность стоящих на учете для определения в дошкольные учреждения (очередность) на 1 января 2012 года превысила показатель 2011 года и составила более 2 миллионов человек.

2.2. Приоритеты государственной политики в сфере дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей на период до 2020 года, цели, задачи, показатели (индикаторы) и результаты реализации подпрограммы 2 "Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей"

Целью подпрограммы 2 является:

Создание в системе дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей равных возможностей для получения качественного образования и позитивной социализации детей.

Задачи подпрограммы 2:

формирование образовательной сети и финансово-экономических механизмов, обеспечивающих равный доступ населения к качественным услугам дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей;

модернизация содержания образования и образовательной среды для обеспечения современного качества образовательных результатов, готовности выпускников общеобразовательных учреждений к дальнейшему обучению и деятельности в высокотехнологической экономике и инновационном обществе;

создание механизмов мотивации педагогов к повышению качества работы и непрерывному профессиональному развитию;

создание современной инфраструктуры неформального образования и социализации для формирования у обучающихся социальных компетенций, гражданских установок, культуры здорового образа жизни, функциональной грамотности.

Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы 2

Показатель 2.1. "Удельный вес численности детей в возрасте от 0 до 3 лет, охваченных программами поддержки раннего развития, в общей численности детей соответствующего возраста" характеризует доступность для семей услуг по сопровождению раннего развития детей. Инвестиции в сектор раннего развития детей признаны сегодня в мире наиболее эффективными с точки зрения развития человеческого потенциала. По данным исследований, в России на сегодняшний день услуги системы раннего развития детей недостаточно распространены. Конструкция показателя отражает также результативность реализации предусмотренного Государственной программой подхода, ориентирующего на развитие вариативных форм сопровождения раннего развития детей.

Показатель 2.2. "Доступность предшкольного образования (отношение численности детей 5-7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 5-7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5-7 лет, обучающихся в школе). Характеризует состояние предшкольной подготовки, которая имеет критическое значение для успешности обучения в начальной школе. Увеличение охвата предшкольным образованием рассматривается как приоритет государственной образовательной политики последнего десятилетия.

Показатель 2.3. "Удельный вес численности детей-инвалидов, обучающихся по программам общего образования на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, в общей численности детей-инвалидов, которым не противопоказано обучение" характеризует доступность качественных образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья. В этом направлении уже предприняты серьезные шаги в рамках приоритетного национального проекта "Образование" и национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", которые получат продолжение в рамках Государственной программы.

Показатель 2.4. "Охват детей в возрасте 5-18 лет программами дополнительного образования (удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования, в общей численности детей в возрасте 5-18 лет)" характеризует доступность услуг дополнительного образования детей. Конструкция показателя и методика его расчета включает как бесплатные, так и платные услуги дополнительного образования детей, что позволяет оценить эффективность предложенных в Государственной программе сбалансированных мер по стимулированию предложения платных услуг дополнительного образования, в том числе со стороны негосударственного сектора, при гарантированной доступности услуг для детей из малообеспеченных семей.

Показатель 2.5. "Удельный вес численности учителей в возрасте до 30 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций" характеризует кадровый ресурс системы образования. Для российского образования характерна низкая доля молодых педагогов в педагогических коллективах. По этому показателю Россия отстает от ведущих стран мира. Кроме того, молодые специалисты, поступающие на работу в школу, плохо закрепляются в системе. Возрастной дисбаланс ограничивает возможности обновления технологий образования. Показатель позволит объективно оценить эффективность программных мер по повышению заработной платы, привлечению молодых учителей, в том числе - для работы в сельских школах.

Показатель 2.6. "Удельный вес численности руководителей государственных (муниципальных) организаций дошкольного образования, общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей, прошедших в течение последних трех лет повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в общей численности руководителей организаций дошкольного, общего, дополнительного образования детей" отражает эффективность предусмотренных Государственной программой мер по обновлению компетенций управленческих кадров, в том числе в условиях внедрения новых ФГОС, совершенствования организационных форм образовательных организаций.

Показатель 2.7. "Удельный вес численности российских школьников, достигших базового уровня образовательных достижений грамотности в международных сопоставительных исследованиях качества образования (PIRLS, TIMSS, PISA)" обеспечивает возможность сравнения результатов обучения российских школьников с результатами школьников других стран. Результаты указанных исследований используются для оценки качества человеческого капитала и конкурентоспособности стран, эффективности национальных политик в сфере образования. Использование показателя должно стимулировать обновление содержания, технологий обучения и учебно-методического обеспечения в российских школах.

Показатель 2.8. "Отношение среднемесячной заработной платы работников государственных (муниципальных) организаций дошкольного образования, общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей (учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования) к средней заработной плате в соответствующем регионе" характеризует результативность перехода на "эффективный контракт" с учителями (воспитателями, педагогами дополнительного образования) общеобразовательных учреждений и дошкольных учреждений, престиж профессии учителя (воспитателя, педагога дополнительного образования) и привлекательность ее для молодых специалистов.

Показатель 2.9. "Удельный вес численности обучающихся по программам общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности обучающихся по программам общего образования" характеризует качество образования в части внеучебных достижений обучающихся, а также результативность мероприятий по поддержке талантливых детей и молодежи.

В рамках подпрограммы 2 будут обеспечены следующие результаты:

выполнение государственных гарантий общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего образования;

всем семьям, нуждающимся в поддержке в воспитании детей раннего возраста, будут предоставлены консультационные услуги;

будут ликвидированы очереди в дошкольные образовательные учреждения;

всем детям-инвалидам будут предоставлены возможности освоения образовательных программ общего образования в форме дистанционного, специального (коррекционного) или инклюзивного образования;

всем обучающимся независимо от места жительства будет обеспечен доступ к современным условиям обучения, включая высокоскоростной доступ в сеть Интернет;

все старшеклассники получат возможность обучаться по образовательным программам профильного обучения;

увеличится охват детей программами дополнительного образования;

средняя заработная плата учителей общеобразовательных организаций составит не менее 100% от средней заработной платы по соответствующему региону;

средняя заработная плата педагогов дошкольных образовательных

организаций составит не менее 100% от средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе;

всем педагогам обеспечены возможности непрерывного профессионального развития;

в общеобразовательных учреждениях увеличится доля молодых педагогов, имеющих высокие образовательные результаты по итогам обучения в вузе;

улучшатся результаты обучающихся в национальных мониторингах (готовности обучающихся к освоению программ начального, основного, среднего общего и профессионального образования, готовности учащихся основной школы (8 класс) к выбору образовательной и профессиональной траектории, уровня социализации выпускников основных общеобразовательных организаций);

обеспечено единство образовательного пространства Российской Федерации.

2.3. Сроки и этапы реализации подпрограммы.2 "Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"

Реализация подпрограммы 2 будет осуществляться в 3 этапа:

1 этап - 2013-2015 годы;

2 этап - 2016-2018 годы;

3 этап - 2019-2020 годы.

На первом этапе реализации подпрограммы решается приоритетная задача обеспечения равного доступа к услугам дошкольного, общего и дополнительного образования независимо от места жительства, социально-экономического положения и состояния здоровья.

В образовательных организациях создаются условия, обеспечивающие безопасность и комфорт детей, использование новых технологий обучения, а также современная прозрачная для потребителей информационная среда управления и оценки качества.

Для этого проводится модернизация образовательной сети и инфраструктуры дошкольного, общего и дополнительного образования. Внедряются ФГОС основного общего образования, разрабатываются и внедряются ФГОС дошкольного общего образования, ФГОС и примерные основные образовательные программы общего образования для детей-инвалидов, финансово-экономические механизмы предоставления услуг в дистанционной форме и в рамках сетевого взаимодействия.

В дошкольном образовании получают развитие вариативные формы предоставления услуг, что в совокупности со строительством эффективных зданий детских садов обеспечивает существенное сокращение дефицита мест.

Особое внимание на данном этапе уделяется формированию инструментов поддержки особых групп детей в системе образования (одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети в трудной жизненной ситуации, дети мигрантов). Это позволит на следующем этапе сократить разрыв в качестве образования между лучшими и худшими группами учащихся и школ, увеличив при этом численность детей, демонстрирующих высокий уровень достижений (в международных обследованиях и олимпиадах).

Для этого внедряются эффективные модели финансирования школ, работающих со сложным контингентом детей, малокомплектных школ, программ работы с одаренными детьми, программ дистанционного и инклюзивного образования. Разрабатываются модели поддержки школ, показывающих низкие результаты обучения, программы обучения и социокультурной интеграции детей мигрантов, начинается их реализация в субъектах Российской Федерации.

В сельской местности реализуются модели сетевого взаимодействия образовательных организаций и организаций социально-культурной сферы, а также такие формы организации дошкольного и школьного образования, как учительский дом-школа, воспитательский дом-детский сад.

Все дети-инвалиды, которым показано обучение, получают возможность получения общего образования в дистанционной форме или в форме инклюзивного образования и соответствующего психолого-медико-социального сопровождения.

Осуществляется модернизация системы интеллектуальных и творческих состязаний для одаренных детей, внедряются новые инструменты их выявления и поддержки, существенно расширяющие масштаб охвата и качество сопровождения детей данной категории.

Разрабатываются стандарты профессиональной деятельности педагогов, построенные на их основе новые инструменты оценки качества и оплаты труда. Проводится модернизация педагогического образования и системы повышения квалификации педагогов. Данная работа проводится с опорой на профессиональные ассоциации и саморегулируемые организации в сфере образования.

Для развития механизмов позитивной социализации подрастающего поколения разрабатываются новые, отвечающие изменившимся социокультурным условиям модели и программы формирования гражданских установок и социальных компетенций детей, проводится модернизация системы дополнительного образования детей, летнего отдыха и занятости; формируется система поддержки масштабных общественных просветительских проектов с использованием современных медийных инструментов.

Кроме того, на первом этапе запускаются проекты обновления содержания и технологий образования по приоритетным направлениям с опорой на сеть инновационных площадок, в том числе сеть "Школ Сколково".

По итогам реализации первого этапа (2013-2015 годы):

всем детям старшего дошкольного возраста предоставлена возможность освоения программ предшкольного образования;

средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений будет доведена до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе;

все дети-инвалиды, которым показано обучение в форме дистанционного образования, будут иметь возможность получения общего образования в такой форме;

все общеобразовательные учреждения начнут осуществлять обучение в соответствии с ФГОС основного общего образования;

будет обеспечено подключение 85% школ по высокоскоростному доступу к сети Интернет;

будет завершен переход к "эффективному контракту" в сфере дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей: средняя заработная плата учителей общеобразовательных организаций составит не менее 100% от средней заработной платы по экономике региона; средняя заработная плата педагогов дошкольных образовательных организаций составит не менее 100% от средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе; будут введены стандарты профессиональной деятельности и основанная на них система аттестации педагогов;

в субъектах Российской Федерации будет сформирован кадровый резерв руководителей системы общего образования, в том числе руководителей общеобразовательных учреждений, механизмы его регулярного обновления, реализованы масштабные программы повышения квалификации и переподготовки педагогических и управленческих кадров, включая организацию стажировок и обучение в ведущих образовательных центрах;

не менее чем 65% детей дошкольного и школьного возраста будут охвачены программами дополнительного образования детей;

не менее 40% обучающихся по программам общего образования, будут участвовать в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

На втором этапе реализации подпрограммы (2016-2018 годы) на основе созданного задела запускаются механизмы модернизации образования,

обеспечивающие достижение нового качества результатов обучения и социализации детей, ликвидацию зон отставания российской системы образования от ведущих стран мира.

Эффективный контракт с педагогами обеспечивает мотивацию к повышению качества образования и непрерывному профессиональному развитию, привлекает в школы лучших выпускников вузов, талантливых специалистов в различных областях знания, культуры, техники. Создаются школы с молодыми коллективами.

Расширяется масштаб деятельности инновационных площадок по обновлению содержания и технологий образования в приоритетных областях, запускается механизм распространения апробированных моделей и программ.

Профессиональные сообщества педагогов при поддержке государства реализуют проекты по повышению квалификации педагогов, разработке и распространению учебно-методического обеспечения, консультирования и наставничества в отношении образовательных организаций и педагогов.

В субъектах Российской Федерации развивается инфраструктура сопровождения раннего развития детей (специализированные центры, отделения и программы при организациях дошкольного и дополнительного образования, лекотеки), создаются современные центры исследовательской, изобретательской, научно-технической и конструкторской деятельности детей и подростков.

Масштабные общественные просветительские проекты с использованием современных медийных инструментов охватывают значительную часть детей и подростков.

По итогам второго этапа реализации подпрограммы 2 к 2018 году:

всем детям в возрасте от 3 до 7 лет будет предоставлена возможность освоения программ дошкольного образования;

всем обучающимся общеобразовательных организаций предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями;

обеспечено подключение 100% школ по высокоскоростному доступу к сети Интернет;

все педагоги и руководители организаций дошкольного, общего и дополнительного образования детей пройдут повышение квалификации или профессиональную переподготовку по современным программам обучения с возможностью выбора;

удельный вес численности педагогов в возрасте до 30 лет в общей численности педагогов общеобразовательных организаций вырастет до 24%;

разрыв результатов ЕГЭ между 10% лучших школ и 10% слабых школ сократится до 1,7;

не менее чем 71% детей в возрасте от 5 до 18 лет охвачен услугами дополнительного образования детей, не менее 8% детей данного возраста привлекаются к участию в творческих мероприятиях;

не менее 46% обучающихся по программам общего образования участвуют в олимпиадах и конкурсах различного уровня; создан национальный банк лучших практик (образовательных программ и технологий) дошкольного и общего образования;

создан всероссийский Интернет-ресурс (портал) для работы с одаренными детьми.

Третий этап программы (2019-2020 годы) ориентирован на развитие системы образовательных сервисов для удовлетворения разнообразных запросов подрастающего поколения и семей, формирование мотивации к непрерывному образованию.

Обеспечивается переход от содержания ведомственных учреждений и организаций образования, культуры и спорта к формированию территориальных сетей социализации, создаются комплексные социальные учреждения, оказывающие многопрофильные услуги (в том числе образовательные). Применительно к сельской местности это позволяет повысить доступность качественных социальных услуг, а в городских районах - обеспечивать комплексный подход к решению задач социализации детей.

Возрастает активность семей в воспитании и образовании детей, в том числе увеличивается объем инвестиций в сферу дополнительного образования.

В сфере дошкольного и дополнительного образования детей доминирующими становятся механизмы государственно-частного и социального партнерства.

В городах формируются современные социально-культурные среды для развития и социализации (эксплораториумы, музеи науки и техники и др.).

В организациях общего образования созданы условия для реализации ФГОС среднего (полного) образования, сформирована высокотехнологичная среда, включающая высокоскоростной доступ к сети Интернет, новое поколение цифровых образовательных ресурсов, виртуальных тренажеров и др.

Осуществляется широкомасштабное внедрение апробированных образовательных моделей и программ в приоритетных областях модернизации общего образования.

Обеспечивается качественно новый уровень индивидуализации образования, позволяющий реализовывать образовательные траектории в организациях всех форм собственности и их сетях, в формах семейного, дистанционного образования, самообразования.

Поддержка семей в воспитании и образовании детей (начиная с раннего (0-3 лет) возраста) обеспечивается за счет информационно-консультационных сервисов в сети Интернет, программ повышения родительской компетентности и тьюторства.

Для реализации программ профильного обучения, работы с одаренными детьми задействована инфраструктура ведущих университетов, инновационных предприятий, творческих индустрий.

Российское образование занимает (укрепляет) лидерские позиции по отдельным направлениям (обучение чтению, преподавание математики, технологии развивающего обучения).

По итогам третьего этапа реализации подпрограммы 2 к 2020 году:

разрыв результатов ЕГЭ между 10% лучших школ и 10% слабых школ сократится до 1,5;

не менее чем 72-75% детей дошкольного и школьного возраста будут охвачены услугами дополнительного образования детей;

100% учащихся имеют возможность выбора профиля обучения и освоения образовательной программы с использованием форм сетевого и дистанционного образования;

50% обучающихся по программам общего образования, будут участвовать в олимпиадах и конкурсах различного уровня;

не менее 80% учащихся и семей используют информационно-консультационные и образовательные сервисы в сети Интернет для проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий.

2.4. Характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы 2 "Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей" Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"

Основное мероприятие 2.1. "Развитие дошкольного образования" направлено на обеспечение мер по формированию и финансированию государственных (муниципальных) заданий на реализацию программ дошкольного образования, осуществляемого с учетом показателей по объему и качеству оказываемых услуг.

С принятием Законопроекта к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации будет отнесено обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации образовательных программ дошкольного образования в части финансового обеспечения расходов на оплату труда работников дошкольных образовательных организаций, расходов на учебные и наглядные пособия, средства обучения, игры и игрушки, расходные материалы (за исключением расходов на содержание зданий, хозяйственные нужды и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативными затратами на образовательную деятельность, установленными законами субъекта Российской Федерации.

Для решения задачи увеличения охвата услугами дошкольного образования в рамках данного мероприятия предполагается:

строительство современных зданий дошкольных образовательных учреждений в субъектах Российской Федерации с высоким уровнем дефицита мест (с разработкой современных проектов для повторного применения);

реализация региональных программ развития дошкольного образования, включающих реконструкцию существующих детских садов, создание для детей, не посещающих детские сады, дошкольных групп в общеобразовательных школах, создание учреждений типа "детский сад - школа", развитие вариативных форм дошкольного образования, в том числе негосударственных детских организаций, семейных и корпоративных детских садов;

формирование инфраструктуры услуг по сопровождению раннего развития детей (0-3 лет).

Для стимулирования развития вариативных форм и приближения дошкольных организаций к местам проживания детей будут оптимизированы требования к устройству зданий и помещений, содержанию и организации режима работы организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих образовательные услуги дошкольного образования.

В соответствии с Федеральным законом от 28 февраля 2012 г. N 10-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" будет оказываться содействие гражданам в получении дошкольного образования в негосударственных образовательных учреждениях. Финансирование будет предоставляться в размере, соответствующим нормативам финансового обеспечения государственных образовательных учреждений. Развитие негосударственного сектора вариативных услуг дошкольного образования на региональном и муниципальном уровнях будет осуществляться также через систему налоговых льгот, льготную арендную плату, субсидирование затрат частных предпринимателей на содержание имущества.

Педагоги негосударственных дошкольных организаций будут включены в систему повышения квалификации и методической поддержки.

Субсидии на строительство эффективных зданий детских садов получат не менее 20 субъектов Российской Федерации, испытывающих острый дефицит мест, и 30 субъектов Российской Федерации на конкурсной основе под обязательства обеспечения требований федеральных государственных требований (ФГОС), создания дополнительных мест за счет вариативных форм, развития механизмов государственно-частного партнерства. Распределение субсидий будет осуществляться с учетом государственной программы "Развитие Северо-Кавказского федерального округа".

В 2013 году средняя заработная плата педагогических работников дошкольных учреждений будет доведена до уровня средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе. В дальнейшем ее значение будет индексироваться с учетом роста средней заработной платы в сфере общего образования. Для решения этой задачи в субъекты Российской Федерации будут направлены субсидии из федерального бюджета. До 1/3 от общего объема средств будет направлено на проведение капитального ремонта, реконструкцию и софинансирование строительства детских садов.

Повышение заработной платы будет сопровождаться последовательным увеличением норматива финансирования.

Для обеспечения современного качества дошкольного образования в соответствии с Законопроектом (после его принятия) будет организована разработка и внедрение ФГОС дошкольного общего образования.

Реализация ФГОС позволит обеспечить равные условия получения качественного дошкольного образования для каждого ребенка дошкольного возраста, где бы он это образование ни получал - в городском или сельском детском саду, а также вне зависимости от вида дошкольных образовательных учреждений или иного образовательного учреждения, численности воспитанников, режима его функционирования. ФГОС будут ориентированы не на раннее обучение детей, а на их физическое, интеллектуальное, социальное, эмоциональное развитие, на развитие воображения, любознательности и интереса к миру, на формирование базовых навыков общения и сотрудничества.

При этом будет запрещено стандартизировать образовательные результаты для конкретного возраста и использовать индивидуальную оценку образовательных результатов для оценки деятельности педагогов и учреждений.

Обновление содержания и технологий дошкольного образования будет обеспечиваться за счет поддержки инновационных образовательных организаций дошкольного образования и их сетевых объединений, а также за счет передовых научных разработок, в том числе с учетом передового международного опыта.

Механизм отбора и сопровождения деятельности инновационных организаций и сетей будет предусматривать взаимодействие органов, осуществляющих управление образованием на разных уровнях (федеральный, региональный, муниципальный), профессиональных ассоциаций.

В рамках ФЦПРО на 2011-2015 годы будут реализованы мероприятия по повышению квалификации и переподготовке руководителей и педагогов дошкольного образования на базе стажировочных площадок.

Не менее 30 субъектов Российской Федерации получат субсидии на конкурсной основе на реализацию программ формирования инфраструктуры поддержки раннего развития детей.

Субъектами Российской Федерации будут создаваться специализированные центры, отделения и программы для раннего развития при организациях дошкольного и дополнительного образования, а также лекотеки, информационно-консультационные сервисы.

Средства субсидии будут использоваться на закупку развивающего и игрового оборудования, методического обеспечения, инструментария для психологической и дефектологической помощи, на повышение квалификации специалистов.

В рамках данного основного мероприятия будут реализованы меры по формированию современной качественной предметно-развивающей среды в дошкольных образовательных организациях и центрах раннего развития детей, в том числе через политику развития индустрии товаров и игровой продукции для детей, направленную на ее переход на инновационную модель развития. Будет создана эффективная система психолого-педагогической экспертизы игровой, учебно-методической и электронной продукции с участием профессиональных объединений педагогов и психологов, саморегулируемых организаций производителей.

Реализация основного мероприятия 2.1 направлена на достижение целевого показателя Государственной программы "доступность предшкольного образования (отношение численности детей 3-7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 3-7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5-7 лет, обучающихся в школе)" и показателей подпрограммы 2: "удельный вес численности детей в возрасте от 0 до 3 лет, охваченных программами поддержки раннего развития, в общей численности детей соответствующего возраста", "доступность предшкольного образования (отношение численности детей 5-7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 5-7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5-7 лет, обучающихся в школе)", "отношение среднемесячной заработной платы учителей (воспитателей, педагогов организаций дополнительного образования детей) к заработной плате в соответствующем регионе".

В ходе реализации данного основного мероприятия будут достигнуты следующие результаты:

будет создана инфраструктура сопровождения раннего развития детей (от 0 до 3 лет);

всем семьям с детьми раннего возраста будут предоставлены консультационные услуги;

всем детям в возрасте от 3 до 7 лет будут предоставлены услуги дошкольного образования;

средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений будет доведена до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе;

в 100% дошкольных образовательных организаций будут внедрены ФГОС дошкольного образования;

вырастет доля первоклассников, у которых сформирована готовность к освоению программ начального общего образования.

Сроки реализации основного мероприятия 2.1 - 2013-2020 годы.

Исполнителями основного мероприятия являются:

в части формирования и финансирования государственного задания на реализацию основных образовательных программ дошкольного образования и обеспечения развития подведомственных дошкольных образовательных организаций - Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Российская академия наук, Дальневосточное отделение Российской академии наук, Уральское отделение Российской академии наук, Сибирское отделение Российской академии наук, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации", федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет", федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова";

в части финансирования государственного (муниципального) задания по реализации основных образовательных программ дошкольного образования, а также финансирования развития дошкольного образования - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации12;

в части нормативного правового обеспечения дошкольного образования и формирования, реализации федеральной государственной политики в области дошкольного образования - Министерство образования и науки Российской Федерации.

Для финансирования данного основного мероприятия также будут использоваться средства, предусмотренные ФЦП "Юг России", Программой развития Калининградской области на период до 2015 года, программой "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы", программой "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы", ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года", Федеральной целевой программой развития Северного Кавказа.

2.5. Характеристика мер государственного регулирования в рамках подпрограммы 2 "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"

Система мер государственного регулирования является универсальной для всех образовательных организаций и обучающихся в данных организациях граждан независимо от уровня образования. На основании этого характеристика всех мер государственного регулирования в сфере образования приведена в разделе VIII. "Обобщенная характеристика мер государственного регулирования"

Государственной программы.

2.6. Характеристика мер правового регулирования в рамках подпрограммы 2 "Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"

С целью реализации основных мероприятий подпрограммы 2 "Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей" Государственной программы, в том числе с учетом реализации Законопроекта (после его принятия), планируется разработка и утверждение нормативных правовых актов, связанных с порядком:

установления нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности за счет средств федерального бюджета, учитывающих качество предоставляемых образовательными организациями услуг;

организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам различного уровня, вида и направленности, организации образовательного процесса при сетевых формах реализации образовательных программ;

реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, проведения олимпиад школьников;

предоставления государственной поддержки образовательного кредитования;

предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по развитию образования.

Наряду с перечисленными будут приняты нормативные правовые акты, утверждающие ФГОС дошкольного образования, среднего общего образования, а также - дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования для детей-инвалидов.

Перечень нормативных правовых актов и сроки их принятия представлены в таблице 5 приложения к Государственной программе.

2.7. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации подпрограммы 2 "Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей" Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"

В настоящее время ряд федеральных органов исполнительной власти, иных организаций, являющихся участниками Государственной программы, имеют подведомственные организации дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей.

В рамках подпрограммы будут обеспечены формирование и реализация государственных заданий на реализацию основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также образовательных программ дополнительного образования детей за счет средств федерального бюджета. Планируемые объемы государственных заданий и объемы их финансирования представлены в таблице 4 приложения к Государственной программе.

2.8. Характеристика основных мероприятий, реализуемых субъектами Российской Федерации в случае их участия в разработке и реализации подпрограммы 2 "Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей" Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"

Полномочия субъектов Российской Федерации в области образования отражены в статье 8 Законопроекта. В области дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей к полномочиям субъекта Российской Федерации относятся вопросы, касающиеся:

обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования детей;

проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (за исключением педагогических работников федеральных государственных образовательных организаций);

обеспечения и проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования или среднего общего образования и иные полномочия.

Субъекты Российской Федерации участвуют в реализации основных мероприятий подпрограммы 2 в соответствии с перечисленными выше полномочиями. Основными мероприятиями подпрограммы 2 предусмотрены субсидии субъектам Российской Федерации, в том числе на конкурсной основе в соответствии с принципом "деньги в обмен на обязательства", для обеспечения реализации мер, направленных на развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей. В рамках собственных программ и проектов по развитию сферы образования субъектам Российской Федерации рекомендуется учитывать меры, предусмотренные основными мероприятиями подпрограммы 2.

Начиная с 2016 года субъектам Российской Федерации рекомендуется формировать программы, аналогичные Государственной программе, включающие согласованные цели, задачи и целевые индикаторы, учитывающие вместе с тем специфику региона.

2.9. Информация об участии государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации подпрограммы 2 "Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"

В реализации подпрограммы 2 Государственной программы, в том числе в разработке и обсуждении разрабатываемых вопросов по развитию дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей, наряду с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и участниками Государственной программы будут принимать участие отраслевые научные организации (федеральное государственное учреждение "Федеральный институт развития образования", Российская академия образования, ряд других научных организаций, занимающихся проблемами образования), отраслевые общественные объединения и ассоциации (Комиссия Общественной Палаты Российской Федерации по развитию образования, Общественный Совет при Министерстве образования и науки Российской Федерации, Профсоюз работников образования и науки Российской Федерации).

2.10. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы 2 "Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"

Объем финансового обеспечения подпрограммы 2 составляет в 2013-2020 годах 954 млрд. рублей. Объемы соответствующих расходов в процентах к ВВП составляют в 2013 году около 0,14% ВВП и сокращаются до уровня 0,11% ВВП в 2020 году. Основные мероприятия подпрограммы 2 направлены на финансирование федеральной сети организаций дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей (за исключением относящихся к силовым ведомствам), а также на поддержку развития образования соответствующего уровня в субъектах Российской Федерации. Объем финансирования мероприятий подпрограммы 2 составляет около 3-4% от прогнозного объема финансового обеспечения дошкольного и общего образования в 2013-2020 годах и предоставляется субъектам Российской Федерации, главным образом, на конкурсной основе.

Основные объемы средства в рамках основного мероприятия 2.1. "Развитие дошкольного образования" направляются в субъекты Российской Федерации в рамках мероприятий по сокращению очередей на программы дошкольного образования. В рамках Государственной программы в 2014-2020 годах предполагается выделение средств на ликвидацию очередей через строительство детских дошкольных учреждений. Субсидии на строительство эффективных зданий детских садов получат 20 субъектов Российской Федерации, испытывающих острый дефицит мест, и 30 субъектов Российской Федерации - на конкурсной основе.

Ежегодный объем потребности в дополнительных местах в дошкольных учреждениях определяется с учетом полной ликвидации очереди, составляющей к 2012 году около 2 млн. человек, равным долями на протяжении 7 лет. При этом в 2014 - 2015 годах на альтернативные формы дошкольного образования приходится 25% новых мест, а в 2016-2020 годах - до половины мест. Заложенные в рамках основного мероприятия 2.1 федеральные обязательства покрывают затраты на строительство 20% мест в детских садах (за исключением мест в альтернативных формах дошкольного образования). Средняя стоимость строительства в расчете на одно место составит в 2014 году около 600 тыс. рублей с дальнейшей индексацией соответствующих расходов в соответствии с темпами инфляции.

Для решения задачи формирования "эффективного контракта" с педагогическими работниками дошкольных учреждений Государственная программа предусматривает следующий механизм. Средства федерального бюджета предлагается направить в субъекты Российской Федерации на внедрение в дошкольных образовательных учреждениях федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (в дальнейшем после утверждении ФГОС дошкольного образования -на внедрение ФГОС), включая модернизацию зданий для детских садов.

Освобождающиеся в бюджетах субъектов Российской Федерации средства предлагается направить в местные бюджеты для увеличения как базовых окладов работников дошкольного образования, так и стимулирующего фонда оплаты труда.

Не менее 30 субъектов Российской Федерации получат субсидии на конкурсной основе на реализацию программ формирования инфраструктуры поддержки раннего развития детей.

Основной объем средств основного мероприятия 2.2. "Развитие общего образования" предусмотрен на внедрение ФГОС общего образования. Субсидии из федерального бюджета получат 20 субъектов Российской Федерации с низкими показателями соответствия требованиям ФГОС (к условиям обучения) и 30 субъектов Российской Федерации на конкурсной основе под обязательства создания в регионах территориальных сетей, оптимальных для доступности услуг и эффективного использования ресурсов. 30 субъектов Российской Федерации на конкурсной основе получат субсидии из федерального бюджета на реализацию программ снижения разрыва в качестве образования между школами и группами учащихся.

Общий объем соответствующих средств рассчитывается следующим образом. В 2014-2020 годах закрепляется объем средств, направленных на модернизацию региональных программ общего образования на уровне 2013 года с последующей индексацией по инфляции. Далее проводится корректировка объемов соответствующих ассигнований с учетом их перенаправления на развитие дошкольного образования, программы развития дополнительного образования детей, мероприятия по выявлению и поддержке одаренных детей, мероприятия по развитию кадрового потенциала системы дошкольного, общего и дополнительного образования детей (в среднем около 65% соответствующих расходов). Оставшиеся после соответствующих корректировок средства направляются на финансирование основного мероприятия 2.2.

Наряду с указанным расходами в рамках основного мероприятия 2.2 предусмотрены средства на формирование новой технологической среды в системе образования, направляемые в том числе на подключение школ по высокоскоростному доступу к сети Интернет и оплату трафика, развитие образовательных электронных интернет-ресурсов нового поколения (в том числе субсидии из федерального бюджета на конкурсной основе). Разработка и внедрение учебно-методических и электронных ресурсов оценивается ежегодно в 2,1-2,3 млрд. рублей, обеспечение высокоскоростного доступа к сети Интернет - в 2,7-3,4 млрд. рублей в 2013-2020 годах.

Мероприятия по формированию и реализации механизма опережающего обновления содержания и технологий образования (прежде всего, в областях, нуждающихся в модернизации: иностранный язык, социальные науки, технологии); по совершенствованию содержания и технологий образования в областях потенциального международного лидерства (обучение математике и чтению) и поддержке инновационных площадок и сетей по актуальным направлениям модернизации образования (в том числе инновационной сети "Школы Сколково") предполагают осуществление подготовки соответствующих кадров, в том числе организацию для них международных стажировок продолжительностью от полугода и выше, а в дальнейшем и средства на оплату труда соответствующих специалистов. Ежегодный объем средств на соответствующие мероприятия составит от 2,9 млрд. рублей в 2014 году до 5,4 млрд. рублей в 2020 году. В соответствующих мероприятиях будет занято на протяжении 2014-2020 годов ежегодно около 8,5 тысяч высококвалифицированных методистов и педагогов.

Субсидии из федерального бюджета на реализацию программ повышения качества образования ежегодно получат 1000 школ, показавших низкие образовательные результаты учащихся. Субъекты Российской Федерации обеспечат софинансирование программ, в том числе выделение средств на развитие системы сопровождения программ улучшения результатов.

Основной объем средств в рамках основного мероприятия 2.3. "Развитие сферы неформального образования и социализации детей" направляется на реализацию проектов поддержки исследовательской, изобретательской и конструкторской деятельности учащихся, популяризации науки и инноваций. В рамках соответствующих мероприятий предполагается поддержка региональных программ по работе с талантливыми детьми и молодежью в размере около 1% от бюджета программ дополнительного образования детей, а также финансирование деятельности фонда поиска и поддержки талантов в размере 3 млрд. рублей в 2013-2015 годах и 3,5 млрд. рублей в 2016-2020 годах.

Субъекты Российской Федерации получат субсидии из федерального бюджета на реализацию программ развития системы обучения детей мигрантов русскому языку и их социокультурной интеграции в российское общество, исходя из оценки доли детей мигрантов в общем контингенте обучающихся.

Основной объем средств в рамках основного мероприятия 2.4. "Выявление и поддержка одаренных детей" направляется на конкурсное финансирование региональных программ для одаренных детей, предполагающее поддержку 30 проектов стоимостью по 250 млн. рублей с индексацией по инфляции на 4 года для первой очереди победителей конкурсов (2014-2017 годы) и на 3 года для второй очереди победителей конкурсов (2018-2020 годы).

Основной объем средств в рамках основного мероприятия 2.5. "Реализация моделей получения качественного дошкольного, общего и дополнительного образования детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья" выделяется для реализации 30 региональных программ обеспечения качественного дошкольного, общего и дополнительного образования для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в рамках ПНПО. В рамках Государственной программы предполагается продолжение реализации соответствующих мероприятий в 2013-2020 годах с индексацией соответствующих ассигнований по инфляции.

Основной объем средств в рамках основного мероприятия 2.6. "Развитие физической культуры и спорта в образовательных организациях дошкольного, общего и дополнительного образования детей" направляется на реализацию региональных программ укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни в образовательных организациях дошкольного, общего и дополнительного образования детей. В рамках соответствующих мероприятий в 2017-2020 годах осуществляется двухлетняя конкурсная поддержка 60 региональных проектов стоимостью 250 млн. рублей. Наряду с этим в 2014-2020 годах предусмотрена поддержка организации и проведения спортивных соревнований школьников, на поддержку которых в рамках Государственной программы выделяется около 0,1% от расходов на общее образование.

Основной объем средств в рамках основного мероприятия 2.7. "Развитие кадрового потенциала системы дошкольного, общего и дополнительного образования детей" направляется на поощрение педагогических работников системы общего образования (выплаты за классное руководство), а также на привлечение молодых лучших выпускников ведущих вузов на педагогическую работу. В связи с запланированным повышением средней заработной платы в школе в рамках Государственной программы предусмотрен отказ от выплат за классное руководство с 2017 года. При этом объемы соответствующих расходов в 2015 году сокращаются на 1/3, а в 2016 году - на 2/3 по сравнению с уровнем 2012 года.

Финансовая поддержка привлечения лучших выпускников ведущих вузов на педагогическую работу предусматривает выделение средств на обеспечение в течение 3 лет стартовых зарплат в размере 120% от средней заработной платы в соответствующем регионе для замещения 0,5% учителей ежегодно в 2013-2015 годах и 1% учителей ежегодно в 2016-2020 годах.

Средства в рамках основного мероприятия 2.8. "Развитие инфраструктуры общего образования и дополнительного образования детей" выделяются в рамках запланированных на 2012-2014 годы ассигнований на проведение противоаварийных мероприятий в зданиях государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений и на инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации. Средства будут также направлены на поддержку 20 субъектов Российской Федерации в реализации программ модернизации и развития инфраструктуры услуг дополнительного образования детей, обеспечивающего их социализацию, занятость и оздоровление.

Соответствующие затраты в 2015-2020 годах индексируются в соответствии с темпами инфляции.

Средства в рамках основного мероприятия 2.9. "Социальные гарантии работникам образования" выделяются в рамках запланированных на 2012-2014 годы ассигнований на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также на возмещение части затрат в связи с предоставлением учителям общеобразовательных учреждений ипотечного кредита. Соответствующие затраты в 2015-2020 годах индексируются в соответствии с темпами инфляции.

Информация об объемах финансирования подпрограммы 2 "Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей" отражена в таблице 6 приложения к Государственной программе.

2.11. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы 2 "Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей" Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"

Финансово-экономические риски связаны с возможным недофинансированием или отсутствием финансирования ряда мероприятий, в которых предполагается софинансирование деятельности по достижению целей программы. Минимизация этих рисков возможна через заключение договоров о реализации мероприятий, направленных на достижение целей программы, через институционализацию механизмов софинансирования.

Нормативные риски. В Государственной программе заложены в том числе мероприятия, направленные на изменения в системе образования, заложенные в Законопроекте. Изменение положений Законопроекта, мероприятия по которым отражены в Государственной программе (принятие Законопроекта перенесено на 2012 год), потребуют внесения соответствующих изменений в Государственную программу, что повлияет на выполнение мероприятий и достижение целей. Реализация ряда мероприятий также зависит от сроков принятия Законопроекта.

Несвоевременность принятия нормативных правовых актов, подготовки и направления в образовательные организации, субъекты Российской Федерации методических рекомендаций также может являться риском нереализации или несвоевременной реализации мероприятий.

Устранение (минимизация) рисков связано с качеством планирования реализации Государственной программы, обеспечением мониторинга ее реализации и оперативного внесения необходимых изменений.

Временные риски, связанные с отставанием от сроков реализации мероприятий, преодолеваются за счет подготовки плана реализации Государственной программы и обеспечения ее операционального сопровождения начиная с 2012 года.

Организационные риски. Неэффективное управление процессом реализации Государственной программы и несогласованность действий основного исполнителя соисполнителей и участников Государственной программы. Устранение названного риска возможно за счет организации единого координационного органа по реализации Государственной программы и обеспечение постоянного и оперативного мониторинга реализации Государственной программы и ее подпрограмм. К организационным рискам относится и излишнее администрирование, неумение руководителей пользоваться стимулами, а не приказами. Снижение данного риска возможно при целенаправленной работе по повышению культуры управления образованием, по обновлению управленческого корпуса.

Риски, связанные с региональными особенностями. Существующие различия регионов обуславливают разный уровень финансовых возможностей субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий Государственной программы. Ситуация может быть усугублена проблемами, связанными с недостаточной межуровневой координацией органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, недостаточным пониманием задач государственной политики. Снижение риска недостаточного финансирования возможно при обеспечении правильного расчета необходимых объемов средств регионального бюджета и необходимого дополнительного финансирования из федерального бюджета, а также привлечения внебюджетных источников. Устранение риска недостаточной межуровневой координации органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, возможно через информационное обеспечение, операционное сопровождение реализации Государственной программы, включающее оперативное консультирование всех исполнителей Государственной программы.

2.12. Участие субъектов Российской Федерации в реализации подпрограммы 2 "Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"

1. Обоснование состава и значений целевых показателей и индикаторов подпрограммы, характеризующих достижение конечных результатов по этапам ее реализации в разрезе субъектов Российской Федерации либо по группам субъектов Российской Федерации.

В рамках подпрограммы 2 субъекты Российской Федерации будут обеспечивать достижение и предоставлять ответственному исполнителю Государственной программы информацию о достижении значений следующих целевых показателей:

удельный вес численности детей в возрасте от 0 до 3 лет, охваченных услугами поддержки раннего развития, в общем числе детей соответствующего возраста;

доступность предшкольного образования (отношение численности детей 5-7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 5-7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5-7 лет, обучающихся в школе);

удельный вес численности детей-инвалидов, обучающихся по программам общего образования на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, в общей численности детей-инвалидов, которым не противопоказано обучение;

охват детей в возрасте 5-18 лет программами дополнительного образования (удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования, в общей численности детей в возрасте 5-18 лет);

удельный вес численности учителей в возрасте до 30 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций;

удельный вес руководителей организаций дошкольного, общего и дополнительного образования детей, прошедших в течение последних трех лет повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в общей численности руководителей организаций дошкольного, общего, дополнительного образования детей;

отношение среднемесячной заработной платы учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования государственных (муниципальных) образовательных организаций к средней заработной плате в соответствующем регионе;

удельный вес обучающихся по программам общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности обучающихся по программам общего образования.

Достижение значений перечисленных показателей зависит непосредственно от мер, реализуемых субъектами Российской Федерации, влияет на решение задач и достижение значений показателей подпрограммы 2 и Государственной программы.

2. Обоснование мер по координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации для достижения целей и конечных результатов подпрограммы, в том числе путем реализации аналогичных программ субъектов Российской Федерации.

Управление реализацией подпрограммы Государственной программы осуществляется в соответствии с разделом V Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588), разделом V Методических указаний по разработке и реализации Государственных программ Российской Федерации (приказ Минэкономразвития России от 22 декабря 2010 г. N 670) в форме мониторинга реализации Государственной программы. С этой целью в рамках реализации Государственной программы субъектами будет предоставляться информация о достижении значений целевых показателей и о причинах недостижения показателей.

Основным инструментом координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации для достижения целей и конечных результатов подпрограммы выступят целевые субсидии на реализацию программ субъектов Российской Федерации.

Государственная программа предусматривает субсидии двух видов:

"выравнивающие": обеспечивающие достижение субъектами Российской Федерации базового уровня показателей доступности услуги и качества условий в соответствующих областях - выделяются всем субъектам Российской Федерации, исходя из оценки актуального уровня;

стимулирующие развитие: выделяются определенному в конкретном мероприятии числу субъектов на конкурсной основе на реализацию проектов по перспективным направлениям развития образования.

Целевые субсидии будут предоставляться на период от 1 до 3 лет. Выделение субсидий будет осуществляться на основании соглашений Минобрнауки России с субъектами Российской Федерации, в которых обозначены мероприятия, направления расходования средств субсидии, целевые показатели и обязательства по их достижению субъектами Российской Федерации.

Определение объема федеральных средств будет осуществляться на основании оценок бюджетных ассигнований на развитие системы образования в бюджетах субъекта Российской Федерации. Фактические затраты регионов на выполнение принятых обязательств будут превышать объемы выделяемых федеральных субсидий. Соответствующие ассигнования позволят привлечь в региональные системы образования дополнительные (федеральные) средства, а необходимость выполнения принятых обязательств и учет ранее достигнутых результатов и выполнения соглашений, заключенных с Министерством образования и науки Российской Федерации, окажется стимулом к увеличению доли расходов на образование в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации. В результате будет обеспечено неснижение бюджетных расходов на образование в расчете на 1 обучающегося.

Для координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации для достижения целей и конечных результатов подпрограммы и сохранения единого образовательного пространства будет обеспечено распространение лучших практик модернизации региональных систем образования, в том числе через закрепление статуса регионов-консультантов, поддержку проектов межрегионального сотрудничества, включающего программы повышения квалификации и академические обмены.

3. Прогнозируемый объем расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию аналогичных программ субъектов Российской Федерации составляет 24 427,5 млрд. рублей в 2013-2020 годах.

  • Главная
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" на 2013-2020 годы