в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 27.03.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" на 2013-2020 годы
не действует Редакция от 26.10.2012 Подробная информация
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" на 2013-2020 годы

3.1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 3 "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования", описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

В последние годы происходит уверенное становление общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО).

Она призвана стать важнейшим институциональным компонентом системы образования Российской Федерации. ОСОКО формируется как многофункциональная система, включающая:

процедуры государственной регламентации образовательной деятельности (лицензирование образовательной деятельности, государственная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность, государственный контроль (надзор) в области образования);

действующие и апробируемые государственные итоговые аттестационные процедуры (ГИА, ЕГЭ, ГЭК и др.);

процедуры независимой оценки качества образования, включая оценку качества образования внутри образовательной организации (учреждения);

международные, всероссийские, региональные, муниципальные мониторинговые исследования;

находящиеся на разных стадиях разработки и апробации (в том числе в рамках ФЦПРО на 2011-2015 годы) процедуры оценки качества образования, охватывающие все уровни образования, в том числе процедуры самооценки.

Несмотря на большой прогресс в становлении ОСОКО, одной из ключевых проблем современного этапа ее развития является недостаточная целостность и сбалансированность системы процедур и механизмов оценки качества образования и индивидуальных образовательных достижений, реализуемых на федеральном и региональных уровнях системы образования, что не позволяет обеспечивать формирование и развитие единого образовательного пространства.

Следствием этого является недостаток механизмов и инструментов, с помощью которых можно учесть влияние на результаты деятельности образовательных учреждений и педагогов ряда существенных факторов, связанных с условиями их работы и обучаемым контингентом. Это, в свою очередь, затрудняет принятие эффективных управленческих решений, позволяющих повышать качество образования и сокращать отставание наименее благополучных групп учащихся. Из-за слабости механизмов оценки качества в системе образования практически не развита практика оценки результативности мер государственной политики, что не позволяет уверенно добиваться эффективности принимаемых мер.

Другой проблемой является зависимость оценки качества от устаревшего содержания образования и устаревших организационных структур. С этим же связаны ориентация оценки качества на легко оцениваемые параметры и слабые возможности оценки недостаточно формализуемых результатов и характеристик.

Еще одной проблемой является не вполне современная культура использования данных об оценке качества потребителями образовательных услуг. Система оценки качества должна опираться не только и не столько на централизованные проверки и контроль, сколько на открытость, прозрачность всей системы образования и отдельных организаций. Сегодня система не преодолела информационную закрытость, непрозрачность для потребителя. Введение различных инструментов и процедур оценки качества на всех уровнях образования должно сопровождаться повышением информационной прозрачности деятельности системы образования, развитием механизмов обратной связи.

Чтобы адекватно использовать информацию об оценке качества не только сотрудниками системы образованиями, но и родителями, и самими обучающимися, необходимо преодолеть "усредненность" существующих подходов, обеспечить индивидуализацию оценки, учет многообразия образовательных результатов.

Развитие форм и содержания оценки качества приведет к росту информации о системе образования и, как следствие, к обострению проблемы адекватного использования этой информации для принятия управленческих и политических решений. Для этого необходимы новые подходы к исследованиям и аналитике на основе собираемой в ОСОКО информации. Развитие ОСОКО не должно привести к росту контроля и бюрократии в системе образования. Этот риск может стать серьезной проблемой для использования данных для улучшения работы организаций образования. Поэтому необходимо разделить государственный контроль в образовании (включая контроль качества образования) и оценку качества образования. Соответствующие функции целесообразно делегировать разным федеральным структурам.

Важнейшим (но далеко не единственным) элементом ОСОКО является Единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ). Его введение сыграло существенную роль в становлении системы оценки качества образования, позволило исключить субъективность при выставлении итоговых оценок в школе и сократить объем коррупции при поступлении в вузы, усилить социальную мобильность.

По сути ЕГЭ сегодня является единственным объективным федеральным измерителем качества образовательных результатов. Однако остаются не решенными в полной мере проблемы независимости процедуры проведения экзамена, качества контрольно-измерительных материалов. Это касается и других контрольно-оценочных процедур, качество которых, как правило, неконкурентоспособно по отношению к лучшей международной практике. Это связано, в том числе, с недостатком квалифицированных кадров - в России практически отсутствуют программы подготовки специалистов по оценке качества образования международного уровня.

Определенные искажения в практику реализации ЕГЭ внесло использование его результатов в качестве главного и единственного критерия оценки работы учителей, школ, муниципалитетов и регионов. ЕГЭ с самого начала рассматривался лишь как часть комплексной общероссийской системы оценки качества образования, включающей в себя национальные экзамены, мониторинговые обследования и оценку на уровне школы. Однако формирование этой системы до сих пор не завершено и должно стать одним из приоритетов Государственной программы.

Необходимо отметить, что вовлеченность семей и местного сообщества в образование - важнейший ресурс его функционирования и развития. В рамках реализации комплексных проектов модернизации образования обеспечено значительное продвижение в формировании механизмов общественного участия родителей в управлении школами - в 31 субъекте Российской Федерации органы коллегиального управления с реальными полномочиями созданы почти в 10% школ. Однако данная практика медленно распространяется в масштабах всей страны и на другие уровни образования, а многие из созданных органов функционируют формально.

  • Главная
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" на 2013-2020 годы