Последнее обновление: 23.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" на 2013-2020 годы
Подпрограмма 3 "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования"
В последние годы происходит уверенное становление общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО).
Она призвана стать важнейшим институциональным компонентом системы образования Российской Федерации. ОСОКО формируется как многофункциональная система, включающая:
процедуры государственной регламентации образовательной деятельности (лицензирование образовательной деятельности, государственная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность, государственный контроль (надзор) в области образования);
действующие и апробируемые государственные итоговые аттестационные процедуры (ГИА, ЕГЭ, ГЭК и др.);
процедуры независимой оценки качества образования, включая оценку качества образования внутри образовательной организации (учреждения);
международные, всероссийские, региональные, муниципальные мониторинговые исследования;
находящиеся на разных стадиях разработки и апробации (в том числе в рамках ФЦПРО на 2011-2015 годы) процедуры оценки качества образования, охватывающие все уровни образования, в том числе процедуры самооценки.
Несмотря на большой прогресс в становлении ОСОКО, одной из ключевых проблем современного этапа ее развития является недостаточная целостность и сбалансированность системы процедур и механизмов оценки качества образования и индивидуальных образовательных достижений, реализуемых на федеральном и региональных уровнях системы образования, что не позволяет обеспечивать формирование и развитие единого образовательного пространства.
Следствием этого является недостаток механизмов и инструментов, с помощью которых можно учесть влияние на результаты деятельности образовательных учреждений и педагогов ряда существенных факторов, связанных с условиями их работы и обучаемым контингентом. Это, в свою очередь, затрудняет принятие эффективных управленческих решений, позволяющих повышать качество образования и сокращать отставание наименее благополучных групп учащихся. Из-за слабости механизмов оценки качества в системе образования практически не развита практика оценки результативности мер государственной политики, что не позволяет уверенно добиваться эффективности принимаемых мер.
Другой проблемой является зависимость оценки качества от устаревшего содержания образования и устаревших организационных структур. С этим же связаны ориентация оценки качества на легко оцениваемые параметры и слабые возможности оценки недостаточно формализуемых результатов и характеристик.
Еще одной проблемой является не вполне современная культура использования данных об оценке качества потребителями образовательных услуг. Система оценки качества должна опираться не только и не столько на централизованные проверки и контроль, сколько на открытость, прозрачность всей системы образования и отдельных организаций. Сегодня система не преодолела информационную закрытость, непрозрачность для потребителя. Введение различных инструментов и процедур оценки качества на всех уровнях образования должно сопровождаться повышением информационной прозрачности деятельности системы образования, развитием механизмов обратной связи.
Чтобы адекватно использовать информацию об оценке качества не только сотрудниками системы образованиями, но и родителями, и самими обучающимися, необходимо преодолеть "усредненность" существующих подходов, обеспечить индивидуализацию оценки, учет многообразия образовательных результатов.
Развитие форм и содержания оценки качества приведет к росту информации о системе образования и, как следствие, к обострению проблемы адекватного использования этой информации для принятия управленческих и политических решений. Для этого необходимы новые подходы к исследованиям и аналитике на основе собираемой в ОСОКО информации. Развитие ОСОКО не должно привести к росту контроля и бюрократии в системе образования. Этот риск может стать серьезной проблемой для использования данных для улучшения работы организаций образования. Поэтому необходимо разделить государственный контроль в образовании (включая контроль качества образования) и оценку качества образования. Соответствующие функции целесообразно делегировать разным федеральным структурам.
Важнейшим (но далеко не единственным) элементом ОСОКО является Единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ). Его введение сыграло существенную роль в становлении системы оценки качества образования, позволило исключить субъективность при выставлении итоговых оценок в школе и сократить объем коррупции при поступлении в вузы, усилить социальную мобильность.
По сути ЕГЭ сегодня является единственным объективным федеральным измерителем качества образовательных результатов. Однако остаются не решенными в полной мере проблемы независимости процедуры проведения экзамена, качества контрольно-измерительных материалов. Это касается и других контрольно-оценочных процедур, качество которых, как правило, неконкурентоспособно по отношению к лучшей международной практике. Это связано, в том числе, с недостатком квалифицированных кадров - в России практически отсутствуют программы подготовки специалистов по оценке качества образования международного уровня.
Определенные искажения в практику реализации ЕГЭ внесло использование его результатов в качестве главного и единственного критерия оценки работы учителей, школ, муниципалитетов и регионов. ЕГЭ с самого начала рассматривался лишь как часть комплексной общероссийской системы оценки качества образования, включающей в себя национальные экзамены, мониторинговые обследования и оценку на уровне школы. Однако формирование этой системы до сих пор не завершено и должно стать одним из приоритетов Государственной программы.
Необходимо отметить, что вовлеченность семей и местного сообщества в образование - важнейший ресурс его функционирования и развития. В рамках реализации комплексных проектов модернизации образования обеспечено значительное продвижение в формировании механизмов общественного участия родителей в управлении школами - в 31 субъекте Российской Федерации органы коллегиального управления с реальными полномочиями созданы почти в 10% школ. Однако данная практика медленно распространяется в масштабах всей страны и на другие уровни образования, а многие из созданных органов функционируют формально.
3.2. Приоритеты государственной политики в сфере оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования на период до 2020 года, цели, задачи, показатели (индикаторы) и результаты реализации подпрограммы 3 "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования"Цель подпрограммы 3 "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования":
обеспечение надежной и актуальной информацией процессов принятия решений руководителей и работников системы образования, а также потребителей образовательных услуг для достижения высокого качества образования через формирование общероссийской системы оценки качества образования.
Задачи подпрограммы 3 "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования":
включение потребителей образовательных услуг в оценку деятельности системы образования через развитие механизмов внешней оценки качества образования и государственно-общественного управления;
обеспечение современного уровня надежности и технологичности процедур оценки качества образовательных результатов;
формирование культуры оценки качества образования на уровне регионов, муниципалитетов и отдельных организаций через повышение квалификации кадров системы образования в области педагогических измерений, анализа и использования результатов оценочных процедур;
создание системы поддержки сбора и анализа информации об индивидуальных образовательных достижениях;
создание системы мониторинговых исследований качества образования;
формирование унифицированной системы статистики образования и сбора информации на основе международных стандартов.
3.3. Сроки и этапы реализации подпрограммы 3 "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования" Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годыРеализация подпрограммы 3 будет осуществляться в 3 этапа:
1 этап - 2013-2015 годы;
2 этап - 2016-2018 годы;
3 этап - 2019-2020 годы.
По итогам первого этапа реализации подпрограммы будет сформирована ОСОКО и начато функционирование ее основных элементов, в том числе в пилотном режиме (там, где это возможно), будет проведен эксперимент по введению внешней объективной оценки качества образования не менее чем на 3-х уровнях образования, в том числе на уровне высшего профессионального образования (бакалавриат и подготовка специалистов). Совместно общероссийскими объединениями работодателей и ведущими университетами с привлечением ученых Российской академии наук и международных экспертов не позднее декабря 2014 года будут подготовлены предложения по проведению общественно- профессиональной аккредитации образовательных программ высшего профессионального образования, в первую очередь по направлениям подготовки (специальностям) в области экономики, юриспруденции, управления и социологии.
Будет сформирована и реализована система мер, направленных на повышение качества и безопасности Единого государственного экзамена.
Будет создана система учета индивидуальных образовательных достижений выпускников общеобразовательных учреждений при поступлении в учреждения высшего профессионального образования.
Будет продолжено участие Российской Федерации в международных сопоставительных исследованиях качества образования PIRL, TIMSS, PISA; Российская Федерация включится в новые исследования: оценку информационной и компьютерной грамотности ICILS (с 2013 года), оценку граждановедческой компетентности ICCS (с 2014 года), оценку профессиональной компетентности выпускников высших учебных заведений AHELO (с 2013 года), оценку навыков и компетенций взрослого населения трудоспособного возраста PIAAC (с 2013 года).
Будут реализованы пилотные проекты по созданию региональных, муниципальных и школьных систем оценки качества образования, по мониторингу индивидуальных образовательных достижений, по созданию региональных программ подготовки общественных управляющих общественных и общественно-профессиональных экспертов.
На этом этапе реализации подпрограммы будет обеспечена разработка и апробация инструментария мониторинговых исследований на разных уровнях образования. Будут проведены первые циклы мониторингов образовательных траекторий, результаты которых позволят зафиксировать стартовый уровень качества образования для его дальнейшего отслеживания при реализации государственной программы.
Будет оказана поддержка развитию систем оценки качества образования на уровне общеобразовательного учреждения, ориентированной на формирующее оценивание и учет индивидуального прогресса учащихся.
С участием общественных организаций будет обеспечено формирование независимой системы оценки качества работы образовательных организаций, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности.
Будет обеспечена прозрачность и доступность информации о системе образования, о деятельности отдельных образовательных организаций. Будут разработаны и опробованы электронные паспорта образовательных организаций, содержащие статистическую и иную информацию.
Будет модернизирована система экспертизы учебных пособий, учебно-методических комплексов, как на печатной, так на цифровой (электронной) основе. Она будет основываться на усилении роли общественно-профессиональной и общественной экспертизы.
По итогам второго этапа реализации подпрограммы внешняя объективная оценка качества образования будет введена как устойчивая практика не менее чем на 3-х уровнях образования.
На данном этапе будет сформирована система федеральных мониторингов качества образования и социализации, которые будут проводиться на систематической основе. Будет обеспечено участие регионов в федеральных мониторингах и международных сравнительных исследованиях на представительных региональных выборках.
Будут разработаны и апробированы механизмы общественно- профессиональной оценки результатов профессионального образования. Будут введены в действие 50 региональных центров сертификации профессиональных квалификаций.
Начнут на систематической основе распространяться результаты пилотных проектов по созданию региональных и муниципальных систем оценки качества образования. Будет вестись подготовка кадров в области оценки качества образования. Не менее чем в 30 регионах Российской Федерации будет обеспечена разработка контрольных измерительных материалов в соответствии с требованиями ФГОС не менее чем по 2 учебным предметам в основной школе.
Будет разработана, апробирована и начнет действовать система информирования потребителей образовательных услуг о результатах образования. Система социальных навигаторов в области образовательных услуг будет внедрена в каждом из 8 федеральных округов не менее чем на 3 уровнях образования.
В большей части регионов будут сформированы и апробированы программы подготовки общественных управляющих общественных и общественно-профессиональных экспертов, будет вестись подготовка указанных специалистов.
Будет модернизирована система экспертизы учебных пособий, учебно-методических комплексов, как на печатной, так на цифровой (электронной) основе.
Практика цифрового паспорта образовательной организации будет распространена на образовательные организации всех уровней.
По итогам третьего этапа реализации подпрограммы внешняя объективная оценка качества образования будет введена как устойчивая практика не менее чем на 5-ти уровнях образования. На основании данных, генерируемых внутрироссийскими процедурами оценки качества образования и по итогам участия в международных сопоставительных исследованиях, будет организована систематическая аналитическая работа по подготовке предложений по необходимым изменениям в образовании.
Во всех регионах будут созданы системы оценки качества образования, включающие в себя мониторинг индивидуальных образовательных достижений, подготовку кадров в области оценки качества образования и разработку контрольно-измерительных материалов. Будет создана и введена в действие система информирования потребителей образовательных услуг о результатах образования, включая социальные навигаторы образовательных услуг и другие информационно-коммуникационных ресурсы. Все это создаст основу для обеспечения развития единого образовательного пространства в Российской Федерации.
Во всех регионах будут функционировать программы подготовки общественных управляющих и экспертов на регулярной основе.
3.4. Характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы 3 "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования" Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годыВ рамках основного мероприятия 3.1. "Обеспечение деятельности Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки" будут обеспечены: выполнение Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки своих полномочий, проведение прикладных научных исследований в области образования, выделение субвенций субъектам Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации по контролю качества образования, лицензированию и государственной аккредитации образовательных учреждений, надзору и контролю за соблюдением законодательства, деятельность (оказание услуг) подведомственных учреждений.
Полномочия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) закреплены в Положении о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 300. Основная деятельность Рособрнадзора связана с осуществлением контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования, в том числе за образовательными учреждениями высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования, за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области образования. Рособрнадзор осуществляет лицензирование и государственную аккредитацию образовательных учреждений высшего профессионального образования, контроль качества образования и организацию государственной (итоговой) аттестации по образовательным программам основного общего и среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и т.д.
В рамках этого мероприятия Рособрнадзор будет снижать бюрократическую нагрузку на организации и отдельных граждан, упрощая процедуры и переводя упрощенные процедуры в электронный формат. Кроме того, Рособрнадзор будет привлекать общественные и общественно-профессиональные организации к осуществлению ряда функций по оценке качества образования, к оценке бюрократических барьеров.
Основное мероприятие направлено на достижение целевых показателей:
отношение среднего балла ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) в 10% школ с лучшими результатами ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) в 10% школ с худшими результатами ЕГЭ;
подпрограммы 3:
удельный вес числа образовательных организаций, обеспечивающих предоставление нормативно закрепленного перечня сведений о своей деятельности на официальных сайтах, в общем числе образовательных организаций.
В результате реализации основного мероприятия будут достигнуты следующие результаты:
сократится число нарушений в сфере образования;
будет обеспечено лицензирование и аккредитация образовательных организаций, своевременный и оперативный контроль за выполнением лицензионных и аккредитационных требований, при этом будут сокращены сроки и уменьшена сложность этих процедур, обеспечена прозрачность результатов через опубликование материалов лицензирования и аккредитации.
Сроки реализации основного мероприятия - основное мероприятие 3.1 будет реализоваться на протяжении всего срока реализации Государственной программы - в течение 2013-2020 годов.
Ответственный исполнитель основного мероприятия - Рособрнадзор.
3.5. Характеристика мер государственного регулирования в рамках подпрограммы "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"В рамках подпрограммы 3 "Обеспечение качества образования и прозрачности системы образования" меры государственного регулирования не предусмотрены.
3.6. Характеристика мер правового регулирования в рамках подпрограммы "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"С целью обеспечения реализации мероприятий и мер основного мероприятия 3.1 подпрограммы 3 в рамках реализации положений Законопроекта (после его принятия и утверждения) будет обеспечена разработка и утверждение нормативных правовых актов в сфере аккредитации образовательных программ и осуществления контроля и надзора в сфере образования (Положение о государственной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность, Порядок осуществления контроля и надзора в сфере образования).
На обеспечение реализации мероприятий и мер основных мероприятий 3.2 и 3.3 подпрограммы 3 будут направлены нормативные акты, регламентирующие реализацию механизма внешней оценки качества образования и обеспечение информационной открытости образовательных организаций. В том числе в рамках Законопроекта планируется принятие нормативных правовых актов о Порядке размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательной организации, в том числе содержание и форма ее представления, и о Порядке проведения государственной (итоговой) аттестации в любых формах по основным образовательным программам каждого уровня образования.
С целью обеспечения централизованных мониторингов в области образования и социализации, развития единой унифицированной системы статистики образования в рамках основного мероприятия 3.5 подпрограммы 3 планируется в том числе разработка и утверждение Порядка осуществления мониторинга в системе образования, а также перечень обязательной информации, подлежащей мониторингу в системе образования.
Наряду с перечисленным в ходе реализации подпрограммы будут приниматься нормативные акты, касающиеся уточнения и совершенствования системы статистики в сфере образования.
Перечень нормативных правовых актов, планируемых к разработке и принятию, а также сроки их принятия представлены в таблице 4 приложения к Государственной программе.
3.7. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации подпрограммыВ рамках подпрограммы 3 предусматривается реализация государственных заданий на выполнение работ20 по научно-методическому, организационно-аналитическому и информационному сопровождению мероприятий подпрограммы. В рамках подпрограммы 3 будет обеспечено формирование государственного задания подведомственным федеральным государственным учреждениям, а также обеспечено проведение открытых конкурсов на выполнение работ по обеспечению реализации отдельных мероприятий и мер подпрограммы.
Единицы измерения показателя объема (содержания) государственных работ определяются непосредственно при подготовке соответствующих государственных заданий федеральным государственным учреждениям.
3.8. Характеристика основных мероприятий, реализуемых субъектами Российской ФедерацииВ рамках подпрограммы 3 "Обеспечение качества образования и прозрачности системы образования" субъектами Российской Федерации обеспечивается реализация переданных полномочий в части контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования (основное мероприятие 3.1).
В рамках основного мероприятия 3.2 субъекты Российской Федерации участвуют в апробации и внедрении ОСОКО, разработке, апробации региональных СОКО, в том числе:
обеспечивают организацию и проведение ЕГЭ, ГИА, апробацию и внедрение внешней оценки качества образования на других уровнях образования (начальное общее, среднее профессиональное образование) по мере разработки и внедрения их на уровне Российской Федерации;
обеспечивают создание на территории субъекта Российской Федерации сети независимых центров проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательной школы, других процедур оценки качества образования, регулируемых на региональном уровне;
обеспечивают развитие государственно-общественного партнерства в сфере управления образованием, в том числе в различных формах общественной и общественно-профессиональной оценки.
В рамках подпрограммы 3 субъекты Российской Федерации будут принимать участие:
в формировании системы социальных навигаторов образовательных услуг и обеспечении свободного доступа населения к получению интересующей потребителей образовательных услуг информации;
на добровольной основе - в проведении сопоставительных исследований качества общего и профессионального образования, в которые включается Российская Федерация;
в проведении централизованных мониторингов в области образования и социализации, в развитии единой унифицированной системы статистики образования;
в проведении с участием общественных организаций процедур независимой оценки качества работы образовательных организаций, включая введение публичных рейтингов их деятельности.
С целью обеспечения развития институтов общественного участия в управлении качеством образования субъекты Российской Федерации будут обеспечивать постоянную подготовку, переподготовку общественных представителей, формирование и развитие механизмов привлечения общественных институтов к оценке качества образования и необходимое для этого нормативное и методическое обеспечение (в рамках компетенции субъектов Российской Федерации).
Подпрограммой 3 Государственной программы предусмотрены субсидии субъектам Российской Федерации на реализацию ключевых направлений развития системы оценки качества образования, которые будут предоставляться в том числе под обязательства по достижению определенных результатов с учетом ранее достигнутых результатов и выполнения соглашений, заключенных с Министерством образования и науки Российской Федерации.
В рамках собственных программ и проектов по развитию сферы образования субъектам Российской Федерации рекомендуется учитывать меры, сформулированные в основных мероприятиях подпрограммы 1. Начиная с 2016 года субъектам Российской Федерации рекомендуется формировать программы, аналогичные Государственной программе, включающие согласованные цели, задачи и целевые индикаторы, учитывающие вместе с тем специфику региона.
3.9. Информация об участии государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации подпрограммы.В реализации основных мероприятий подпрограммы 3 Государственной программы, в том числе в разработке и обсуждении разрабатываемых вопросов по развитию системы оценки качества образования, наряду с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, соисполнителями и участниками Государственной программы будут принимать участие отраслевые научные организации (федеральное государственное учреждение "Федеральный институт развития образования", Российская академия образования, ряд других научных организаций, занимающихся проблемами образования), отраслевые общественные объединения и ассоциации (Комиссия Общественной Палаты Российской Федерации по развитию образования, Общественный Совет при Министерстве образования и науки Российской Федерации, Профсоюз работников образования и науки Российской Федерации), объединения работодателей (общественные организации "Российский союз промышленников и предпринимателей", "Опора России" и другие).
3.10. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы 3 "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования" Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы.Объем финансового обеспечения Подпрограммы 3 составляет в 2013-2020 годах 31,6 млрд. рублей (от 2,0 до 4,6 млрд. рублей в год). Основные мероприятия подпрограммы нацелены на обеспечение деятельности Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, формирование системы оценки качества образования и развитие поддержки потребителей образовательных услуг, обеспечение участия России в международных исследованиях качества образования, проведение мониторингов качества образовательных программ и другие мероприятия.
Средства в рамках основного мероприятия 3.1. "Обеспечение деятельности Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки" выделяются в рамках запланированных на 2012-2014 годы ассигнований на обеспечение различных направлений деятельности Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Соответствующие затраты в 2015-2020 годах индексируются в соответствии с темпами инфляции.
Объемы средств на основное мероприятие 3.2. "Формирование и развитие общероссийской системы оценки качества образования" составляют в среднем около 700 млн. рублей в год с 2013 года и направляются на организацию и проведение единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации выпускников основной школы; поддержку и развитие инструментов оценки результатов обучения в системе общего образования (ЕГЭ, ГИА и другие формы, включая оценку индивидуального прогресса), формирование механизмов внешней оценки качества профессионального образования, подготовку специалистов по педагогическим измерениям в специализированной магистратуре и аспирантуре, развитие региональных систем оценки качества образования (в том числе субсидии из федерального бюджета на конкурсной основе).
Объемы средств на реализацию основного мероприятия 3.3. "Развитие механизмов обратной связи и поддержки потребителя в образовании как части национальной системы оценки качества образования" составляют в среднем около 155 млн. рублей в год с 2014 года и расходуются на мероприятия по формированию системы социальных навигаторов в области образовательных услуг и соответствующих информационно-коммуникационных ресурсов и разработку и распространение методологии получения обратной связи о качестве образования, включая проведение соответствующих обследований на федеральном уровне, организацию дискуссионных площадок.
Объемы средств на реализацию основного мероприятия 3.4. "Участие Российской Федерации в международных исследованиях качества" составляют в среднем 40 млн. рублей в год с 2015 года и расходуются на проведение российской части международных исследований в федеральном масштабе, а также на поддержку проведения международных исследований в региональном разрезе (конкурсное софинансирование регионов).
Объемы средств на реализацию основного мероприятия 3.5. "Создание системы централизованных мониторингов в области образования и социализации, развитие единой унифицированной системы статистики образования" составляют в среднем около 240 млн. рублей в год с 2015 года и расходуются на развитие единой унифицированной системы статистического наблюдения за образовательными учреждениями всех уровней, форм собственности, типов и видов, а также на организацию и проведение мониторинговых исследований в области образования и социализации.
Объемы средств на реализацию основного мероприятия 3.6. "Развитие институтов общественного участия в управлении образованием и повышении качества образования" составляют в среднем около 570 млн. рублей в год в 2013-2020 годах и расходуются главным образом на реализацию программ подготовки общественных управляющих и общественных экспертов в сфере образования (в том числе субсидии некоммерческим организациям).
Информация об объемах финансирования подпрограммы 3 "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования" Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы представлена в таблице 6 приложения к Государственной программе.
3.11. Анализ рисков реализации и описание мер управления рисками реализации подпрограммы 3 "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы.К основным рискам реализации Государственной программы относятся следующие риски.
Финансово-экономические риски связаны с возможным недофинансированием ряда мероприятий, в которых предполагается софинансирование деятельности по достижению целей программы. Минимизация этих рисков возможна через заключение договоров о реализации мероприятий, направленных на достижение целей программы, через институционализацию механизмов софинансирования.
Нормативные риски. В подпрограмму Государственной программы включены в том числе мероприятия, требующие нормативного правового обеспечения на федеральном уровне. Несвоевременное принятие необходимых нормативных правовых актов, слабая их проработка может повлиять на реализацию мероприятий и достижение заявленных показателей.
На качественное обеспечение реализации мероприятий подпрограммы также будут влиять своевременность и качество принятия нормативных правовых актов субъектами Российской Федерации, что также может стать риском нереализации или несвоевременной реализации мероприятий на уровне субъектов Российской Федерации.
Устранение (минимизация) рисков связано с качеством планирования и управления реализацией подпрограммы Государственной программы, обеспечением мониторинга и анализа ее реализации и оперативного внесения необходимых изменений. Временные риски, связанные с отставанием от сроков реализации мероприятий, преодолеваются за счет подготовки "дорожной карты" и плана реализации подпрограммы Государственной программы и обеспечения ее операционального сопровождения начиная с 2013 года.
Организационные риски. Неэффективное управление процессом реализации подпрограммы Государственной программы и несогласованность действий основного исполнителя, соисполнителей и участников Государственной программы. Устранение названного риска возможно за счет организации единого координационного органа по реализации Государственной программы, определение ответственного за реализацию подпрограммы и обеспечения постоянного и оперативного мониторинга реализации мероприятий подпрограммы Государственной программы.
Сопротивление общественности осуществляемым изменениям, связанное с недостаточным освещением целей, задач и планируемых в рамках подпрограммы Государственной программы результатов. Особо это относится к мероприятиям по разработке и внедрению внешней оценки качества образования. Минимизация названного риска возможна за счет обеспечения широкого привлечения общественности к обсуждению целей, задач и механизмов развития образования, а также публичного освещения хода и результатов реализации мероприятий подпрограммы Государственной программы.
Риски, связанные с региональными особенностями. Существующие различия регионов обуславливают разный уровень финансовых возможностей субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий подпрограммы
Государственной программы, разный кадровый потенциал. Ситуация может быть усугублена проблемами, связанными с недостаточной межуровневой координацией органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, недостаточным пониманием задач государственной политики, слабым нормативным правовым и методическим обеспечением на уровне субъекта Российской Федерации. Снижение риска недостаточного финансирования возможно при обеспечении правильного расчета необходимых объемов средств регионального бюджета и необходимого дополнительного финансирования из федерального бюджета, а также привлечения внебюджетных источников. Устранение риска недостаточной межуровневой координации органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, возможно через информационное обеспечение, операционное сопровождений реализации
Государственной программы, включающее оперативное консультирование всех исполнителей Государственной программы. Устранение риска, связанного с несвоевременной и некачественной подготовкой нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, методического обеспечения, возможно при предоставлении субъектам Российской Федерации возможности получать необходимую консультацию, обеспечении их со стороны ответственного исполнителя модельными проектами нормативных правовых актов и модельными методиками.
3.12. Участие субъектов Российской Федерации в реализации подпрограммы 3 "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы.1. Обоснование состава и значений целевых показателей и индикаторов подпрограммы, характеризующих достижение конечных результатов по этапам ее реализации в разрезе субъектов Российской Федерации либо по группам субъектов Российской Федерации.
В рамках подпрограммы 3 субъекты Российской Федерации будут обеспечивать достижение и предоставлять ответственному исполнителю
Государственной программы информацию о достижении значений следующих целевых показателей:
удельный вес числа образовательных организаций, в которых созданы органы коллегиального управления с участием общественности (родители, работодатели), в общем числе образовательных организаций;
удельный вес числа образовательных организаций, обеспечивающих предоставление нормативно закрепленного перечня сведений о своей деятельности на официальных сайтах, в общем числе образовательных организаций;
число международных сопоставительных исследований качества образования, в которых субъект Российской Федерации участвует на регулярной основе.
Достижение значений перечисленных показателей зависит непосредственно от мер, реализуемых субъектом Российской Федерации, влияет на решение задач и достижение значений показателей подпрограммы 3 и Государственной программы.
2. Обоснование мер по координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации для достижения целей и конечных результатов подпрограммы, в том числе путем реализации аналогичных программ субъектов Российской Федерации.
Управление реализацией подпрограммы Государственной программы осуществляется в соответствии с разделом V Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588), разделом V Методических указаний по разработке и реализации Государственных программ Российской Федерации (приказ Минэкономразвития России от 22 декабря 2010 г. N 670) в форме мониторинга реализации Государственной программы. С этой целью в рамках реализации Государственной программы субъектами будет предоставляться информация о достижении значений целевых показателей и причинах недостижения показателей.
Инструментом координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации для достижения целей и конечных результатов подпрограммы выступят целевые субсидии на конкурсной основе на реализацию программ субъектов Российской Федерации, содержащих мероприятия и показатели (индикаторы), согласованные по содержанию с мероприятиями подпрограммы. Целевые субсидии будут предоставляться на период от 1 до 3 лет. Выделение субсидий будет осуществляться на основании соглашений Минобрнауки России с субъектами Российской Федерации, в которых обозначены мероприятия, направления расходования средств субсидии, целевые показатели и обязательства по их достижению субъектами Российской Федерации.
Эффективность соответствующего инструмента была продемонстрирована в ходе реализации комплексных проектов модернизации образования, комплекса мер по модернизации региональных систем общего образования.
Определение объема федеральных средств будет осуществляться на основании оценок бюджетных ассигнований на развитие системы образования в бюджетах субъекта Российской Федерации. Фактические затраты регионов на выполнение принятых обязательств будут превышать объемы выделяемых федеральных субсидий. Соответствующие ассигнования позволят привлечь в региональные системы образования дополнительные (федеральные) средства, а необходимость выполнения принятых обязательств окажется стимулом к увеличению доли расходов на образование в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации.
При этом конкурсный характер распределения согласно принимаемым субъектами Российской Федерации обязательствам по развитию региональных образовательных систем станет механизмом стимулирования межрегиональной конкуренции и повышения качества образования.
3. Прогнозируемый объем расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию аналогичных программ субъектов Российской Федерации в 2013-2020 годах составит 1,5 млрд. рублей.
- Главная
- ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" на 2013-2020 годы