Последнее обновление: 25.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" на 2013-2020 годы
1.4. Характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы 1 "Развитие профессионального образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
В рамках основного мероприятия 1.1. "Формирование государственного задания и реализация образовательных программ высшего образования с учетом выхода на эффективный контракт с научно-педагогическими работниками, а также с учетом введения прикладного бакалавриата и с учетом повышенного норматива для ведущих вузов и капиталоемких направлений подготовки" будет обеспечено формирование государственного задания и реализация на его основе образовательных программ высшего образования: образовательных программ подготовки специалистов, бакалавров, образовательных программ магистратуры, а также - аспирантуры, интернатуры, ординатуры, ассистенутры-стажировки, а также формирование государственного задания на подготовку докторантов.
Будет осуществляться последовательный переход на принципы нормативного подушевого финансирования, когда бюджетные деньги "следуют за выбором потребителя" и не гарантирует финансирование "по факту существования вуза". Вузам будут устанавливаться предельные контрольные цифры приема по каждой укрупненной группе направлений отдельно на основе оценки материальной базы и кадрового состава и других характеристик качества образования.
Норматив финансирования будет планомерно увеличиваться. Начато распределение государственного задания на конкурсной основе, в том числе - среди негосударственных вузов.
Будет продолжен переход высшего профессионального образования на образовательные программы бакалавриата и магистратуры.
По итогам реализации эксперимента по введению образовательных программ прикладного бакалавриата, дающего наряду с фундаментальными знаниями в определенной предметной области квалификацию для работы со сложными технологиями и с несколькими смежными технологиями, будут обеспечены разработка соответствующих ФГОС и внедрение соответствующих образовательных программ. Обязательным требованием к разработке ФГОС станет использование лучшего международного опыта. Прикладной бакалавриат позволит ликвидировать социальный разрыв между присущим выпускникам вузов повышенным социальным статусом и потребностью рынка труда в рабочих кадрах, умеющих работать на
высокотехнологичном оборудовании. К 2018 году доля прикладных бакалавров должна составить не менее 20-30% выпуска российских вузов.
Наряду с развитием практико-ориентированных программ прикладного бакалавриата будут создаваться магистерские программы инженерной и технологической направленности, задача которых обеспечить приток высокопрофессиональных, креативно мыслящих, готовых к ответственной самостоятельной работе инженерно-технологических кадров.
Вузы будут стимулироваться к повышению требований (проходного балла ЕГЭ) к поступающим абитуриентам через соответствующие критерии распределения государственного задания.
При расчете финансового обеспечения государственного задания будет учитываться введение конкурентоспособной заработной платы (эффективного контракта) научно-педагогических работников, обеспечивающей приток в сферу образования талантливых профессиональных кадров. Базовое финансирование программы подготовки бакалавров должно обеспечить выполнение государственного образовательного стандарта и среднюю заработную плату преподавателей, повышающуюся от 100% от средней зарплаты по региону в 2013 году до 200% в 2018 году.
Будет введен повышенный норматив финансирования, обеспечивающий реализацию образовательных программ, конкурентоспособных на международном уровне, предусматривающий обеспечение конкурентоспособной на международном рынке заработной платы преподавателей и повышенный уровень сервисов для студентов. Повышенный норматив будет вводиться также на предоставление услуг по реализации образовательных программ высшего профессионального образования по приоритетным и капиталоемким направлениям, по реализации совместных программ магистратуры и аспирантуры с ведущими зарубежными научно-образовательными центрами, реализация которых связана с необходимостью привлечения узких специалистов и обучения в небольших группах. На программы, для которых будут установлены повышенные нормативы финансирования, по решению учредителя будут устанавливаться, как правило, более высокие минимальные проходные баллы.
Нормативное финансирование также будет учитывать приоритетность образовательных программ для развития науки, техники и технологий Российской Федерации, а также для социально-экономического развития стратегически важных территорий - Северного Кавказа, Дальнего Востока и Забайкалья.
Стоимость обучения студентов на местах с полным возмещением затрат не должна быть ниже норматива бюджетного финансирования в расчете на 1 студента. Будут разработаны и созданы нормативные условия для этого. В связи с этим на передний план выдвигается и будет решаться задача развития образовательного кредитования.
С целью повышения уровня доступности высшего профессионального образования с 2009 года проводится эксперимент по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию. В целях развития механизмов реализации эксперимента издан приказ Минобрнауки России от 7 июня 2011 г. N 1999 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N 352 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 2009 г. N 699", которым предусмотрено совершенствование:
критериев отбора образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, для участия в эксперименте по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию;
критериев успеваемости студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, включенных в перечень образовательных учреждений высшего профессионального образования для участия в эксперименте по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов.
При формировании государственного задания и финансировании вузов также будет учитываться:
введение эффективного контракта с преподавателями - конкурентоспособной заработной платы в среднем на уровне удвоенной средней заработной платы по экономике региона, обеспечивающей повышение к 2018 году средней заработной платы преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе;
реализация ведущими вузами программ довузовской подготовки (в том числе программ обучения русскому языку и подготовке к дальнейшему обучению для иностранных студентов), программ работы с одаренными детьми;
реализация ведущими вузами программ аспирантуры "полного дня", предусматривающих полное вовлечение аспирантов в научную деятельность по выбранной теме (с повышенной стипендией);
реализация программ повышения квалификации и переподготовки по приоритетным направлениям развития экономики страны, включая и переподготовку управленческих кадров. В частности, будет реализована Президентская программа повышения квалификации инженерных кадров на 2012-2014 годы, предусматривающая повышение не менее15000 специалистов инженерно-технического профиля, включая прохождение ими различного вида практики и стажировок в ведущих российских и иностранных организациях, в том числе инжиниринговых и исследовательских центрах;
реализация программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации национальных кадров для зарубежных стран. Данное мероприятие предполагает реализацию комплекса мероприятий, направленных на увеличение численности иностранных граждан, обучающихся в вузах Российской Федерации (с 10000 до 15000 чел. в 2020 году), включая оплату транспортных расходов иностранным гражданам;
реализация в ведущих вузах программ подготовки к поступлению в магистратуру;
обучение в вузах лиц, прошедших военную службу по контракту, и иная поддержка военнослужащих.
Введение новых финансовых механизмов будет сопровождаться методической поддержкой и повышением квалификации кадров.
С целью формирования у населения предпринимательских навыков будут поддерживаться программы обучения инновационному предпринимательству и технологическому менеджменту в системе высшего и дополнительного профессионального образования, в том числе по приоритетным отраслям экономики.
Будет обеспечено стимулирование участия вузов и иных образовательных организаций в профессиональной переподготовке социально незащищенных категорий населения: безработных, пенсионеров, этнических меньшинств.
Интеграция российского образования в международную систему образования напрямую связана с созданием и поддержкой развития российских и совместных вузов и совместных программ как на территории Российской Федерации, так и в других государствах, в том числе - на иностранных языках. В этой связи в рамках основного мероприятия 1.1 будут реализованы меры по поддержке Российской Федерацией Университета Намибии, совместных университетов в Армении, Киргизии и Таджикистане, во Вьетнаме и других странах. Эти меры будут включать и направление российских специалистов для преподавания в соответствующих университетах.
Будет продолжено взаимодействие с работодателями по формированию новых моделей целевой контрактной подготовки и созданию целевых контрактных мест. Основной упор при этом будет сделан на мобилизацию участия работодателей в отборе и поддержке лучших студентов, на обеспечение гарантий трудоустройства.
Развитие системы профессионального образования предполагает поиск эффективных моделей управления вузами и другими учреждения профессионального образования, с учетом реалий достижения конкурентоспособности и реализации программ социально-экономического развития России.
Основное мероприятие 1.1 направлено на достижение следующих показателей:
удельный вес численности выпускников образовательных организаций профессионального образования очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей их численности;
б) подпрограммы 1:
отношение средней заработной платы преподавателей государственных (муниципальных) организаций профессионального образования (из всех источников) к средней заработной плате в экономике региона;
удельный вес численности выпускников, обучающихся по программам профессионального образования соответствующего уровня, в общей численности выпускников.
Результатами реализации основного мероприятия станут:
обеспечение потребности экономики России в кадрах высокой квалификации по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития;
повышение эффективности использования бюджетных средств, будет обеспечена финансово-хозяйственная самостоятельность образовательных организаций за счет реализации новых принципов финансирования (на основе государственых (муниципалоьных) заданий);
доведение средней заработной платы профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего профессионального образования до 20% по отношению к средней по экономике региона;
обеспечение конкурентоспособной на международном рынке заработной платы преподавателей исследовательских и других ведущих университетов.
Основное мероприятие будет реализоваться на протяжении всего периода действия Государственной программы - с 2013 по 2020 годы.
Исполнителями основного мероприятия в части формирования и финансирования программ высшего образования федеральными организациями высшего профессионального образования являются Министерство образования и науки Российской федерации, участниками - Министерство здравоохранения Российской федерации, Министерство иностранных дел Российской федерации, Министерство культуры Российской федерации, Министерство сельского хозяйства Российской федерации, Министерство спорта Российской федерации, Министерство финансов Российской федерации, Министерство экономического развития Российской федерации, Министерство юстиции Российской федерации, Роспатент, Росавиация, Росжелдор, Росрыболовство, Россвязь, Российская академия наук, Дальневосточное отделение Росссийской академии наук, Уральское отделение Росссийской академии наук, государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации", Федеральное медико-биологическое агентство.
Исполнителями основного мероприятия в части формирования и финансирования государственного задания на реализацию образовательных программ высшего образования государственными образовательными организациями высшего профессионального образования субъектов Российской Федерации являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
- Главная
- ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" на 2013-2020 годы