в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 23.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" на 2013-2020 годы
не действует Редакция от 26.10.2012 Подробная информация
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" на 2013-2020 годы

Подпрограмма 1 "Развитие профессионального образования"

ПАСПОРТ Подпрограммы 1 "Развитие профессионального образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы
Ответственный исполнитель подпрограммы Государственной программы- Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)
Участники подпрограммы Государственной программыМинистерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России)
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство)
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России)
Федеральное агентство связи (Россвязь)
Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России)
Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)
Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор)
Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот)
Министерство экономического развития Российской Федерации Минэкономразвития России)
Федеральная таможенная служба (ФТС России)
Управление делами Президента Российской Федерации
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России)
Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент)
Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв)
Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России)
Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России)
Российская академия наук (РАН)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" (РАНХиГС)
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет" (СПбГУ)
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ)
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" (МГУ имени М.В.Ломоносова)
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова" (Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова)
Российская академия художеств (РАХ)
Министерство спорта Российской Федерации
Программно-целевые инструментыНе предусмотрены
Цель подпрограммы Государственной программыСущественное увеличение вклада профессионального образования в социально-экономическую и культурную модернизацию России, в повышение ее глобальной конкурентоспособности, обеспечение востребованности экономикой и обществом каждого обучающегося.
Задачи подпрограммы Государственной программыФормирование дифференцированной сети организаций профессионального образования, учитывающей особенности регионов, включающей глобально конкурентоспособные университеты;
модернизация структуры программ профессионального образования для обеспечения их гибкости и эффективности;
внедрение механизмов прозрачного финансирования и стимулирования конкуренции организаций профессионального образования;
модернизация содержания и технологий профессионального образования для обеспечения их соответствия требованиям современной экономики и изменяющимся запросам населения;
формирование системы непрерывного образования, позволяющей выстраивать гибкие (модульные) траектории освоения новых компетенций как по запросам населения, так и по заказу компаний.
Целевые индикаторы подпрограммы Государственной программыЦелевыми индикаторами (показателями) подпрограммы 1 являются:
удельный вес численности студентов, обучающихся в ведущих образовательных организациях высшего образования, в общей численности студентов образовательных организаций высшего образования;
структура подготовки кадров по программам профессионального образования (удельный вес численности выпускников, обучающихся по программам профессионального образования соответствующего уровня в общей численности выпускников): программы начального и среднего профессионального образования, в том числе программы прикладных квалификаций; программы прикладного бакалавриата; программы бакалавриата; программы подготовки специалиста; программы магистратуры; программы послевузовского профессионального образования (с защитой диссертации).;
удельный вес числа образовательных организаций среднего профессионального и высшего профессионального образования, обеспечивающих доступность обучения и проживания лиц с ограниченными возможностями здоровья, в общем их числе;
удельный вес численности студентов организаций высшего образования, прошедших в течение учебного года обучение в зарубежном вузе не менее одного семестра (кроме вузов СНГ), в общей численности студентов вузов;
отношение среднемесячной заработной платы преподавателей образовательных организаций профессионального образования (из всех источников) к средней заработной плате в экономике региона (преподаватели образовательных организаций среднего профессионального образования; профессорско-преподавательский состав образовательных организаций высшего профессионального образования);
удельный вес численности профессорско-преподавательского состава, прошедшего стажировки в ведущих российских и зарубежных университетах и научных центрах, в общей численности профессорско-преподавательского состава в отчетном году;
удельный вес числа организаций профессионального образования, направивших не менее 50% от объема средств, полученных за счет дополнительного по сравнению с учтенным при планировании бюджетных ассигнований снижения потребления энергоресурсов, на увеличение годового фонда оплаты труда (без учета указанного увеличения при индексации фондов оплаты труда) в общем их числе;
удельный вес числа организаций высшего образования, сформировавших фонды целевого капитала объемом не менее 100 млн.рублей, в общем числе организаций высшего образования;
удельный вес численности иностранных студентов в общей численности студентов организаций высшего образования;
обеспеченность студентов общежитиями (удельный вес студентов, проживающих в общежитиях, в общей численности студентов, нуждающихся в общежитиях): государственные (муниципальные) образовательные организации среднего профессионального образования; государственные (муниципальные) образовательные организации высшего профессионального образования);
число российских университетов, входящих в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов.
Сроки и этапы реализации подпрограммы Государственной программыСрок реализации подпрограммы Государственной программы - 2013-2020 годы:
1 этап – 2013- 2015 годы
2 этап – 2016- 2018 годы
3 этап – 2019- 2020 годы
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы Государственной программыОбъем финансирования мероприятий Подпрограммы 1 составит за счет средств федерального бюджета (тыс. рублей) составит 5 614 519 774,30тыс. рублей (в тов тов том числе дополнительные ассигнования федерального бюджета на 2013 и 2014 годы в размере 258 786 909,77 тыс. рублей):
2013 год – 310 853 008,20 тыс. рублей
2014 год – 310 389 640,10 тыс. рублей
2015 год – 574 056 442,55 тыс. рублей
2016 год – 645 339 954,15 тыс. рублей
2017 год – 769 666 413,39 тыс. рублей
2018 год – 849 850 014,85 тыс. рублей
2019 год – 910 718 963,93 тыс. рублей
2020 год – 984 858 427,37 тыс. рублей
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы Государственной программыСтруктура образовательных программ профессионального образования будет изменена в соответствии с потребностями развития экономики;
во всех вузах будет утверждена и будет реализовываться программа развития;
будет оптимизировано число государственных вузов с бюджетным приемом до 300 человек (в регионах) и до 500 человек (в Москве и Санкт-Петербурге )
будет оптимизирована сеть филиалов федеральных государственных организаций высшего профессионального образования;
ведущие вузы будут обеспечены современными кампусами;
увеличится с 3% до 25% доля организаций профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья;
увеличится число федеральных государственных организаций высшего профессионального образования, осуществляющих международный рекрутинг научно-педагогических работников (не менее 15 человек на протяжении 5 лет);
не менее 30% студентов, обучающихся по приоритетным и капиталоемким направлениям, будут получать образование в вузах со значительным объемом контрактных исследований и разработок;
всем студентам учреждений профессионального образования, имеющим потребность в общежитии, будет предоставлена возможность проживания в современных общежитиях.
1.1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 1 "Развитие профессионального образования", описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития.

Профессиональное образование в Российской Федерации представлено следующими уровнями: начальным профессиональным <9>, средним профессиональным, высшим профессиональным, послевузовским профессиональным образованием, системой переподготовки и повышения квалификации <10>. Сегодня в России функционирует около 3 тысяч образовательных организаций НПО, 2,8 тысячи образовательных организаций СПО, а также более тысячи образовательных организаций ВПО.


<9> В проекте Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" начальное профессиональное образование как уровень профессионального образования исключен.

<10> В проекте Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" высшее профессиональное образование представлено уровнями: бакалавриат; подготовка специалиста и магистратура; подготовка научно-педагогических кадров, ординатура и ассистентура-стажировка.

За рубежом традиционно используется понятие третичного образования, к которому относится российское среднее профессиональное и высшее профессиональное образование. По численности студентов, обучающихся на этих программах, Россия является мировым лидером - 673 человека в расчете на 10 тысяч населения в 2009 году (в странах ОЭСР соответствующий показатель в середине 2000-х годов варьировал в пределах 160-660 человек на 10 тысяч населения).

В профессиональном образовании основными направлениями государственной политики в последние годы являлись:

разработка и внедрение ФГОС, обеспечивающих большую гибкость образовательных программ;

диверсификация структуры сети профессионального образования, включая выделение ведущих вузов, поддержка региональных программ развития профессионального образования;

поддержка образовательных организаций, реализующих инновационные образовательные программы;

внедрение новых финансово-экономических механизмов и организационных форм.

Активно развивалась сеть организаций начального профессионального и среднего профессионального. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 2413-р в собственность субъектов Российской Федерации были переданы 706 учреждений среднего профессионального образования, расположенных в 73 субъектах Российской Федерации.

Существенная часть организаций была присоединена к вузам. Это позволило создать условия для формирования вертикально-интегрированных образовательных кластеров, которые призваны обеспечить гибкость программ и мобильность талантливых и активных молодых людей.

Указанные мероприятия заложили базу для обновления системы профессионального образования в соответствии с новыми экономическими реалиями и перспективами. Однако в повестке развития российской системы профессионального образования продолжают оставаться нерешенные проблемы, связанные как с незавершенностью начатых преобразований, так и со стремлением "приспособить" устаревшие содержательные и организационные характеристики организаций профессионального образования к новой экономической, социальной и культурной реальности.

Одна из острейших проблем - несоответствие структуры профессионального образования и потребностей рынка труда: значительное число вузов практически утратило связь с рынком труда, 85% выпускников школ продолжают обучение в вузах, более 2/3 обучающихся в образовательных организациях профессионального образования - студенты вузов. Остро ощущается дефицит квалифицированных исполнителей, способных работать с современными технологиями, о чем свидетельствуют результаты опросов работодателей.

Связанной с этим проблемой является недостаточный масштаб и снижающееся качество подготовки квалифицированных рабочих и служащих, низкий престиж соответствующих программ. Мы отстаем с распространением образовательных программ, обеспечивающих получение прикладных квалификаций (обучение "на рабочем месте", продолжительностью от нескольких месяцев до года; прикладной бакалавриат, обеспечивающий, наряду с фундаментальными знаниями в определенной предметной области, квалификацию для работы со сложными технологиями; совместные программы государственных и корпоративных образовательных организаций). Не решена проблема качества обучения, получаемого в заочной и очно-заочной (вечерней) формах.

Сохраняется проблема низкой инновационной активности вузов и неоправданно недостаточного вклада высшей школы в развитие национальной экономики по инновационному сценарию. На этом фоне особым вызовом является полноценное разворачивание современной магистратуры и аспирантуры в соответствии с принципами Болонского процесса. За последние годы резко увеличилось количество аспирантов и магистров, но их научно-инновационная продуктивность не растет.

Продолжается падение международной конкурентоспособности российских университетов, снижение роли России как экспортера образовательных услуг. Присоединение России к Болонскому процессу стало прорывом в многолетней изоляции российского высшего образования от глобального рынка талантов, знаний и технологий. Однако до полноценной интеграции в мировое образовательное пространство еще далеко.

Эти проблемы отражают общее снижение качества образовательных результатов во многих высших учебных заведениях, где практикой стало псевдообразование, торговля дипломами. Особенно это характерно для небольших филиалов вузов, расположенных в малых городах.

Важнейшим вызовом для системы является качество и квалификация работников всех уровней системы профессионального образования. Сегодня только треть преподавателей вузов ведет исследования, меньше 10% из них интегрированы в международное академическое сообщество. В системах НПО и СПО мастера производственного обучения не владеют современными технологиями и неконкурентоспособны на профессиональном рынке труда. Разрушена система мобильности и повышения квалификации научно-педагогических кадров внутри национальной системы профессионального образования, не работают конкурсные механизмы академического найма.

В последние годы были сделаны большие вложения в инфраструктуру вузов, однако, они проводились без учета необходимой оптимизации, не фокусировались в точках роста и на особо острых проблемах. В результате среди ведущих университетов практически нет вузов с современными кампусами, отсутствуют современные лаборатории. Инфраструктура организаций СПО и НПО переданных на региональный уровень нуждается в серьезной модернизации.

Не решена проблема доступности качественного профессионального образования для семей с низкими доходами и низким уровнем образования родителей. Не реализуется роль профессионального образования как социального лифта. Вместе с тем в обществе сформировалось понимание важности профессионального образования: около 2/3 семей, имеющих детей от 4-х до 22-летнего возраста, выражают в этой связи готовность нести определенную финансовую нагрузку (от 50 тыс. рублей до 150 тыс. рублей в год). Однако в России не развита система образовательных кредитов, которая расширяла бы возможность софинансировать обучение.

К настоящему времени не завершен поиск эффективных моделей развития региональных систем НПО и СПО, медленно усиливается роль местных сообществ и работодателей в развитии этих систем. Остается глубоким разрыв между задачами вузов федерального подчинения, находящихся в регионах, и задачами социально-экономического развития этих регионов и городов. Эта ситуация усугубляется тем, что сегодня, помимо Минобрнауки России, 17 федеральных органов исполнительной власти имеют в своем подчинении около 300 вузов (без учета вузов силовых ведомств). Распределение учреждений высшего образования по субъектам Российской Федерации характеризуется крайней неоднородностью.

Проблема низкого участия взрослого населения в дополнительном профессиональном образовании и несформированности системы непрерывного образования в целом значительно снижают способность нашей страны противостоять турбулентным процессам в мировой экономике и развиваться в условиях обостряющейся международной конкуренции. Внедрение в экономике современных наукоемких технологий диктует повышенные требования к квалификации персонала, его ответственности, готовности осваивать новые подходы к профессиональной деятельности. Эта система только складывается в России и нуждается в поддержке растущего корпоративного сектора.

Указанные вызовы и проблемы, стоящие перед отечественным профессиональным образованием, в государственной программе будут решаться через совокупность комплексных и взаимосвязанных мероприятий. В результате социально-экономического развития страны и реализации мероприятий данной Подпрограммы будет реализован прогноз развития системы профессионального образования, представленный в разделе II Государственной программы.

1.2. Приоритеты государственной политики в сфере профессионального образования на период до 2020 года, цели, задачи, показатели (индикаторы) и результаты реализации подпрограммы 1 "Развитие профессионального образования"

Показатель 1.1. "Удельный вес численности студентов, обучающихся в ведущих образовательных организациях высшего образования, в общей численности студентов образовательных организаций высшего образования" характеризует доступность для населения обучения в вузах, предоставляющих наиболее качественное профессиональное образование, обеспеченных современными условиями (оборудование, технологии, содержание, открытость и мобильность, подготовленный профессорско-преподавательский состав), обеспечивающих студентам возможность заниматься научной деятельностью.

Показатель 1.2. "Структура подготовки кадров по программам профессионального образования (удельный вес выпускников, обучавшихся по программам профессионального образования соответствующего уровня в общей численности выпускников): программы начального и среднего профессионального образования, в том числе программы прикладных квалификаций; программы прикладного бакалавриата; программы бакалавриата; программы подготовки специалиста; программы магистратуры; программы послевузовского профессионального образования (с защитой диссертации)" позволяет отслеживать динамику изменения пропорций обучающихся на разных уровнях профессионального образования (в том числе на уровне прикладного бакалавриата), соответствие ее потребностям рынка труда и задачам инновационного развития.

Показатель 1.3. "Удельный вес числа образовательных организаций среднего профессионального образования и высшего профессионального образования, обеспечивающих доступность обучения и проживания лиц с ограниченными возможностями здоровья, в общем их числе" характеризует равенство возможностей в получении профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, свидетельствует о принятии обществом ценностей социальной справедливости.

Показатель 1.4. "Удельный вес численности студентов организаций высшего профессиональногообразования, прошедших в течение учебного года обучение в зарубежном вузе не менее одного семестра (кроме вузов СНГ), в общей численности студентов вузов" характеризует развитие академической мобильности, которая является необходимой составляющей современного образования, обеспечивает открытость профессионального образования, импорт передовых практик и компетенций.

Показатель 1.5. "Отношение среднемесячной заработной платы преподавателей образовательных организаций профессионального образования (из всех источников) к средней заработной плате в экономике (преподаватели образовательных организаций среднего профессионального образования; профессорско-преподавательский состав образовательных организаций высшего профессионального образования)" характеризует престижность академического труда, его привлекательность для талантливой молодежи и высококвалифицированных специалистов. Высокая заработная плата в сфере профессионального образования является одним из необходимых условий для качественного обновления преподавательского состава.

Показатель 1.6. "Удельный вес численности профессорско-преподавательского состава, прошедшего стажировки в ведущих российских и зарубежных университетах и научных центрах, в общей численности профессорско-преподавательского состава в отчетном году" характеризует открытость профессионального образования и его интеграцию в международное образование, доступ профессорско-преподавательского корпуса к передовым практикам и технологиям, продвижение российского образования за рубеж.

Показатель 1.7. "Удельный вес числа государственных (муниципальных) организаций профессионального образования, направивших не менее 50% от объема средств, полученных за счет дополнительного по сравнению с учтенным при планировании бюджетных ассигнований снижения потребления энергоресурсов, на увеличение годового фонда оплаты труда (без учета указанного увеличения при индексации фондов оплаты труда) в общем их числе" характеризует повышение культуры потребления энергии в организациях образования, закрепляемое материальными стимулами.

Показатель 1.8. "Удельный вес числа организаций высшего образования, сформировавших фонды целевого капитала объемом не менее 100 млн. рублей, в общем числе организаций высшего образования" характеризует диверсификацию источников ресурсного обеспечения развития организаций профессионального образования, привлечение внебюджетных источников финансирования профессионального образования, закрепление в общественном сознании ценности качественного профессионального образования и общей ответственности за его развитие.

Показатель 1.9. "Удельный вес численности иностранных студентов в общей численности студентов организаций высшего образования" характеризует международное признание российского профессионального образования и занимаемую российским профессиональным образованием долю международного образовательного рынка.

Показатель 1.10. "Обеспеченность студентов общежитиями (удельный вес студентов, проживающих в общежитиях, в общей численности студентов, нуждающихся в общежитиях): государственные (муниципальные) образовательные организации среднего профессионального образования; государственные (муниципальные) образовательные организации высшего профессионального образования)" характеризует доступность профессионального образования независимо от места жительства абитуриентов, мобильность человеческого капитала.

Показатель 1.11. "Число российских университетов, входящих в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов" характеризует международную конкурентоспособность российского профессионального образования, наличие в России центров создания и распространения передовых знаний.

1.3. Сроки и этапы реализации подпрограммы 1 "Развитие профессионального образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"

Сроки и этапы реализации подпрограммы 1:

1 этап - 2013-2015 годы;

2 этап - 2016-2018 годы;

3 этап - 2019-2020 годы.

На первом этапе должна оформиться новая структура образовательных программ и сетей образовательных организаций.

По итогам этого этапа:

удельный вес численности студентов, обучающихся в ведущих образовательных организациях высшего образования, увеличится с 5% в 2011 году до 12% в 2015 году;

изменится численность обучающихся на программах профессионального образования. По программам прикладного бакалавриата будет обучаться 5% от общей численности обучающихся на программах профессионального образования, на программах бакалавриата - 22%, на программах подготовки специалистов - 32%, на программах магистратуры - 5%;

удельный вес численности трудоустроившихся не позднее завершения первого года после выпуска выпускников очной формы обучения по основным образовательным программам профессионального образования (включая программы высшего профессионального образования) возрастет с 40% до 48,9%;

удельный вес занятого населения, прошедшего повышение квалификации и переподготовку в возрасте 25-56 лет, вырастет с 22% в 2011 году до 37% в 2015 году;

во всех вузах будет утверждена и реализовываться программа развития;

увеличится с 3% в 2011 году до 5% в 2015 году доля организаций высшего профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с особыми потребностями здоровья;

удельный вес численности студентов организаций высшего образования, прошедших в течение учебного года обучение в зарубежном вузе не менее одного семестра (кроме вузов СНГ), увеличится с 0,1% в 2011 году до 1,5% в 2015 году;

заработная плата преподавателей СПО увеличится с 75% в 2011 году до 100% в 2015 году к средней по экономике;

заработная плата профессорско-преподавательского состава ВПО увеличится с 111% в 2011 году до 180% в 2015 году к средней по экономике;

80% организаций профессионального образования будут направлять не менее 50% от объема средств, полученных за счет дополнительного по сравнению с учтенным при планировании бюджетных ассигнований снижения потребления энергоресурсов, на увеличение годового фонда оплаты труда (без учета указанного увеличения при индексации фондов оплаты труда);

удельный вес числа организаций высшего образования, сформировавших фонды целевого капитала объемом не менее 100 млн. рублей, увеличится с 1% в 2011 году до 5% в 2015 году;

удельный вес численности иностранных студентов в общей численности студентов организаций высшего образования увеличится с 2,3% в 2011 году до 3% в 2018 году;

с 87% до 94% повысится обеспеченность нуждающихся студентов вузов местами в общежитиях.

На втором этапе произойдет распространение передовых образовательных технологий, лучших практик управления и организации, сформируется группа международно признанных университетов-лидеров.

По итогам этого этапа:

удельный вес численности студентов, обучающихся в ведущих образовательных организациях высшего образования, увеличится с 5% в 2011 году до 17% в 2015 году;

изменится численность обучающихся на программах профессионального образования. По программам прикладного бакалавриата будет обучаться 9% от общей численности обучающихся на программам профессионального образования, на программах бакалавриата - 33%, на программах подготовки специалистов - 18%, на программах магистратуры - 8%;

удельный вес численности трудоустроившихся не позднее завершения первого года после выпуска выпускников очной формы обучения по основным образовательным программам профессионального образования (включая программы высшего профессионального образования) возрастет с 40% в 2011 году до 55,6% в 2018 году;

удельный вес занятого населения, прошедшего повышение квалификации и переподготовку в возрасте 25-56 лет, вырастет с 22% в 2011 году до 46% в 2018 году;

увеличится с 3% в 2011 году до 8% в 2018 году доля организаций высшего профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с особыми потребностями здоровья;

удельный вес численности студентов организаций высшего образования, прошедших в течение учебного года обучение в зарубежном вузе не менее одного семестра (кроме вузов СНГ), увеличится с 0,1% в 2011 году до 4% в 2018 году;

заработная плата преподавателей СПО составит в 2018 году 100% к средней по экономике;

заработная плата профессорско-преподавательского состава ВПО увеличится с 111% в 2011 году до 200% в 2018 году к средней по экономике;

80% организаций профессионального образования будет направлять не менее 50% от объема средств, полученных за счет дополнительного по сравнению с учтенным при планировании бюджетных ассигнований снижения потребления энергоресурсов, на увеличение годового фонда оплаты труда (без учета указанного увеличения при индексации фондов оплаты труда);

удельный вес числа организаций высшего образования, сформировавших фонды целевого капитала объемом не менее 100 млн. рублей, увеличится с 1% в 2011 году до 15% в 2018 году;

удельный вес численности иностранных студентов в общей численности студентов организаций высшего образования увеличится с 2,3% в 2011 году до 4,2% в 2018 году;

с 87% до 100% повысится обеспеченность нуждающихся студентов вузов местами в общежитиях.

На третьем этапе особое внимание будет уделено развитию непрерывного и открытого профессионального образования.

По итогам этого этапа:

удельный вес численности иностранных студентов в общей численности студентов организаций высшего образования увеличится с 5% в 2011 году до 20% в 2020 году;

изменится численность обучающихся на программах профессионального образования. По программам прикладного бакалавриата будет обучаться 11% от общей численности обучающихся на программам профессионального образования, на программах бакалавриата - 40%, на программах подготовки специалистов - 8%, на программах магистратуры - 10%;

удельный вес численности трудоустроившихся не позднее завершения первого года после выпуска выпускников очной формы обучения по основным образовательным программам профессионального образования (включая программы высшего профессионального образования) возрастет с 40% в 2011 году до 60% в 2020 году;

удельный вес занятого населения, прошедшего повышение квалификации и переподготовку в возрасте 25-56 лет, вырастет с 22% в 2011 году до 55% в 2020 году;

увеличится с 3% в 2011 году до 25% в 2020 году доля организаций высшего профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с особыми потребностями здоровья;

удельный вес численности студентов организаций высшего образования, прошедших в течение учебного года обучение в зарубежном вузе не менее одного семестра (кроме вузов СНГ), увеличится с 0,1% в 2011 году до 6% в 2020 году;

заработная плата преподавателей СПО сохранится в 2020 году на уровне 100% к средней по экономике;

заработная плата профессорско-преподавательского состава ВПО сохранится на уровне 200% в 2020 году по отношению к средней по экономике;

80% организаций профессионального образования будет направлять не менее 50% от объема средств, полученных за счет дополнительного по сравнению с учтенным при планировании бюджетных ассигнований снижения потребления энергоресурсов, на увеличение годового фонда оплаты труда (без учета указанного увеличения при индексации фондов оплаты труда);

удельный вес числа организаций высшего образования, сформировавших фонды целевого капитала объемом не менее 100 млн. рублей, увеличится с 1% в 2011 году до 20% в 2020 году;

удельный вес численности иностранных студентов в общей численности студентов организаций высшего образования увеличится с 2,3% в 2011 году до 5% в 2020 году;

для всех студентов учреждений профессионального образования, имеющих потребность в общежитии, будет обеспечена возможность проживания в современных общежитиях;

структура профессионального образования будет максимально соответствовать потребностям современной экономики;

не менее пяти российских университетов войдут в первую сотню ведущих университетов согласно мировому рейтингу;

все нуждающиеся студенты вузов будут обеспечены местами в общежитиях.

1.4. Характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы 1 "Развитие профессионального образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"

В рамках основного мероприятия 1.1. "Формирование государственного задания и реализация образовательных программ высшего образования с учетом выхода на эффективный контракт с научно-педагогическими работниками, а также с учетом введения прикладного бакалавриата и с учетом повышенного норматива для ведущих вузов и капиталоемких направлений подготовки" будет обеспечено формирование государственного задания и реализация на его основе образовательных программ высшего образования: образовательных программ подготовки специалистов, бакалавров, образовательных программ магистратуры, а также - аспирантуры, интернатуры, ординатуры, ассистенутры-стажировки, а также формирование государственного задания на подготовку докторантов.

Будет осуществляться последовательный переход на принципы нормативного подушевого финансирования, когда бюджетные деньги "следуют за выбором потребителя" и не гарантирует финансирование "по факту существования вуза". Вузам будут устанавливаться предельные контрольные цифры приема по каждой укрупненной группе направлений отдельно на основе оценки материальной базы и кадрового состава и других характеристик качества образования.

Норматив финансирования будет планомерно увеличиваться. Начато распределение государственного задания на конкурсной основе, в том числе - среди негосударственных вузов.

Будет продолжен переход высшего профессионального образования на образовательные программы бакалавриата и магистратуры.

По итогам реализации эксперимента по введению образовательных программ прикладного бакалавриата, дающего наряду с фундаментальными знаниями в определенной предметной области квалификацию для работы со сложными технологиями и с несколькими смежными технологиями, будут обеспечены разработка соответствующих ФГОС и внедрение соответствующих образовательных программ. Обязательным требованием к разработке ФГОС станет использование лучшего международного опыта. Прикладной бакалавриат позволит ликвидировать социальный разрыв между присущим выпускникам вузов повышенным социальным статусом и потребностью рынка труда в рабочих кадрах, умеющих работать на

высокотехнологичном оборудовании. К 2018 году доля прикладных бакалавров должна составить не менее 20-30% выпуска российских вузов.

Наряду с развитием практико-ориентированных программ прикладного бакалавриата будут создаваться магистерские программы инженерной и технологической направленности, задача которых обеспечить приток высокопрофессиональных, креативно мыслящих, готовых к ответственной самостоятельной работе инженерно-технологических кадров.

Вузы будут стимулироваться к повышению требований (проходного балла ЕГЭ) к поступающим абитуриентам через соответствующие критерии распределения государственного задания.

При расчете финансового обеспечения государственного задания будет учитываться введение конкурентоспособной заработной платы (эффективного контракта) научно-педагогических работников, обеспечивающей приток в сферу образования талантливых профессиональных кадров. Базовое финансирование программы подготовки бакалавров должно обеспечить выполнение государственного образовательного стандарта и среднюю заработную плату преподавателей, повышающуюся от 100% от средней зарплаты по региону в 2013 году до 200% в 2018 году.

Будет введен повышенный норматив финансирования, обеспечивающий реализацию образовательных программ, конкурентоспособных на международном уровне, предусматривающий обеспечение конкурентоспособной на международном рынке заработной платы преподавателей и повышенный уровень сервисов для студентов. Повышенный норматив будет вводиться также на предоставление услуг по реализации образовательных программ высшего профессионального образования по приоритетным и капиталоемким направлениям, по реализации совместных программ магистратуры и аспирантуры с ведущими зарубежными научно-образовательными центрами, реализация которых связана с необходимостью привлечения узких специалистов и обучения в небольших группах. На программы, для которых будут установлены повышенные нормативы финансирования, по решению учредителя будут устанавливаться, как правило, более высокие минимальные проходные баллы.

Нормативное финансирование также будет учитывать приоритетность образовательных программ для развития науки, техники и технологий Российской Федерации, а также для социально-экономического развития стратегически важных территорий - Северного Кавказа, Дальнего Востока и Забайкалья.

Стоимость обучения студентов на местах с полным возмещением затрат не должна быть ниже норматива бюджетного финансирования в расчете на 1 студента. Будут разработаны и созданы нормативные условия для этого. В связи с этим на передний план выдвигается и будет решаться задача развития образовательного кредитования.

С целью повышения уровня доступности высшего профессионального образования с 2009 года проводится эксперимент по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию. В целях развития механизмов реализации эксперимента издан приказ Минобрнауки России от 7 июня 2011 г. N 1999 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N 352 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 2009 г. N 699", которым предусмотрено совершенствование:

критериев отбора образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, для участия в эксперименте по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию;

критериев успеваемости студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, включенных в перечень образовательных учреждений высшего профессионального образования для участия в эксперименте по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов.

При формировании государственного задания и финансировании вузов также будет учитываться:

введение эффективного контракта с преподавателями - конкурентоспособной заработной платы в среднем на уровне удвоенной средней заработной платы по экономике региона, обеспечивающей повышение к 2018 году средней заработной платы преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе;

реализация ведущими вузами программ довузовской подготовки (в том числе программ обучения русскому языку и подготовке к дальнейшему обучению для иностранных студентов), программ работы с одаренными детьми;

реализация ведущими вузами программ аспирантуры "полного дня", предусматривающих полное вовлечение аспирантов в научную деятельность по выбранной теме (с повышенной стипендией);

реализация программ повышения квалификации и переподготовки по приоритетным направлениям развития экономики страны, включая и переподготовку управленческих кадров. В частности, будет реализована Президентская программа повышения квалификации инженерных кадров на 2012-2014 годы, предусматривающая повышение не менее15000 специалистов инженерно-технического профиля, включая прохождение ими различного вида практики и стажировок в ведущих российских и иностранных организациях, в том числе инжиниринговых и исследовательских центрах;

реализация программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации национальных кадров для зарубежных стран. Данное мероприятие предполагает реализацию комплекса мероприятий, направленных на увеличение численности иностранных граждан, обучающихся в вузах Российской Федерации (с 10000 до 15000 чел. в 2020 году), включая оплату транспортных расходов иностранным гражданам;

реализация в ведущих вузах программ подготовки к поступлению в магистратуру;

обучение в вузах лиц, прошедших военную службу по контракту, и иная поддержка военнослужащих.

Введение новых финансовых механизмов будет сопровождаться методической поддержкой и повышением квалификации кадров.

С целью формирования у населения предпринимательских навыков будут поддерживаться программы обучения инновационному предпринимательству и технологическому менеджменту в системе высшего и дополнительного профессионального образования, в том числе по приоритетным отраслям экономики.

Будет обеспечено стимулирование участия вузов и иных образовательных организаций в профессиональной переподготовке социально незащищенных категорий населения: безработных, пенсионеров, этнических меньшинств.

Интеграция российского образования в международную систему образования напрямую связана с созданием и поддержкой развития российских и совместных вузов и совместных программ как на территории Российской Федерации, так и в других государствах, в том числе - на иностранных языках. В этой связи в рамках основного мероприятия 1.1 будут реализованы меры по поддержке Российской Федерацией Университета Намибии, совместных университетов в Армении, Киргизии и Таджикистане, во Вьетнаме и других странах. Эти меры будут включать и направление российских специалистов для преподавания в соответствующих университетах.

Будет продолжено взаимодействие с работодателями по формированию новых моделей целевой контрактной подготовки и созданию целевых контрактных мест. Основной упор при этом будет сделан на мобилизацию участия работодателей в отборе и поддержке лучших студентов, на обеспечение гарантий трудоустройства.

Развитие системы профессионального образования предполагает поиск эффективных моделей управления вузами и другими учреждения профессионального образования, с учетом реалий достижения конкурентоспособности и реализации программ социально-экономического развития России.

Основное мероприятие 1.1 направлено на достижение следующих показателей:

а) Государственной программы:

удельный вес численности выпускников образовательных организаций профессионального образования очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей их численности;

б) подпрограммы 1:

отношение средней заработной платы преподавателей государственных (муниципальных) организаций профессионального образования (из всех источников) к средней заработной плате в экономике региона;

удельный вес численности выпускников, обучающихся по программам профессионального образования соответствующего уровня, в общей численности выпускников.

Результатами реализации основного мероприятия станут:

обеспечение потребности экономики России в кадрах высокой квалификации по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития;

повышение эффективности использования бюджетных средств, будет обеспечена финансово-хозяйственная самостоятельность образовательных организаций за счет реализации новых принципов финансирования (на основе государственых (муниципалоьных) заданий);

доведение средней заработной платы профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего профессионального образования до 20% по отношению к средней по экономике региона;

обеспечение конкурентоспособной на международном рынке заработной платы преподавателей исследовательских и других ведущих университетов.

Основное мероприятие будет реализоваться на протяжении всего периода действия Государственной программы - с 2013 по 2020 годы.

Исполнителями основного мероприятия в части формирования и финансирования программ высшего образования федеральными организациями высшего профессионального образования являются Министерство образования и науки Российской федерации, участниками - Министерство здравоохранения Российской федерации, Министерство иностранных дел Российской федерации, Министерство культуры Российской федерации, Министерство сельского хозяйства Российской федерации, Министерство спорта Российской федерации, Министерство финансов Российской федерации, Министерство экономического развития Российской федерации, Министерство юстиции Российской федерации, Роспатент, Росавиация, Росжелдор, Росрыболовство, Россвязь, Российская академия наук, Дальневосточное отделение Росссийской академии наук, Уральское отделение Росссийской академии наук, государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации", Федеральное медико-биологическое агентство.

Исполнителями основного мероприятия в части формирования и финансирования государственного задания на реализацию образовательных программ высшего образования государственными образовательными организациями высшего профессионального образования субъектов Российской Федерации являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

1.5. Характеристика мер государственного регулирования в рамках подпрограммы 1 "Развитие профессионального образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"

Система мер государственного регулирования является универсальной для всех образовательных организаций и обучающихся в данных организациях граждан независимо от уровня образования. На основании этого характеристика всех мер государственного регулирования в сфере образования приведена в разделе VIII "Обобщенная характеристика мер государственного регулирования" Государственной программы.

1.6. Характеристика мер правового регулирования в рамках подпрограммы 1 "Развитие профессионального образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"

С целью реализации основных мероприятий подпрограммы 1 "Развитие профессионального образования" Государственной программы, в том числе с учетом реализации Законопроекта (после его принятия), планируется разработка и утверждение нормативных правовых актов, связанных с порядком:

установления нормативов финансового обеспечения образовательной

деятельности за счет средств федерального бюджета, учитывающих качество предоставляемых образовательными организациями услуг;

организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам различного уровня, вида и направленности, порядком организации образовательного процесса при сетевых формах реализации образовательных программ;

реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, порядком проведения олимпиад школьников;

предоставления государственной поддержки образовательного кредитования;

предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по развитию образования.

Наряду с перечисленными будут приняты нормативные правовые акты, утверждающие ФГОС прикладного бакалавриата, федеральные государственные требования к образовательным программам профессионального обучения прикладных квалификаций.

Перечень нормативных правовых актов и сроки их принятия представлены в таблице 5 приложения к Государственной программе.

1.7. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации подпрограммы 1 "Развитие профессионального образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"

В рамках подпрограммы 1 "Развитие профессионального образования" будет обеспечено формирование и реализация государственных заданий на реализацию основных образовательных программ начального, среднего профессионального образования, высшего образования (прикладного бакалавриата, академического бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, докторантуры, интернатуры,

ассистентуры-стажировки), а также образовательных профессиональных программ переподготовки и повышения квалификации.

Планируемые объемы государственных заданий представлены в таблице 4 приложения к Государственной программе.

1.8. Характеристика основных мероприятий, реализуемых субъектами Российской Федерации в случае их участия в разработке и реализации подпрограммы 1 "Развитие профессионального образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"

Полномочия субъектов Российской Федерации в области образования отражены в статье 8 Законопроекта. В области профессионального образования к полномочиям субъекта Российской Федерации относятся вопросы, касающиеся:

организации предоставления среднего профессионального образования;

организации предоставления дополнительного профессионального образования (за исключением образования, получаемого в федеральных государственных образовательных организациях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

организации дополнительного профессионального образования работников образовательных организаций субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных организаций.

Субъекты Российской Федерации участвуют в реализации основных мероприятий подпрограммы 1 Государственной программы в соответствии с перечисленными выше полномочиями. Подпрограммой 1 Государственной программы предусмотрены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию ключевых направлений развития профессионального образования, которые будут предоставляться в том числе под обязательства по достижению определенных результатов с учетом ранее достигнутых результатов и выполнения соглашений, заключенных с Министерством образования и науки Российской Федерации

В рамках собственных программ и проектов по развитию сферы образования субъектам Российской Федерации рекомендуется учитывать меры,

сформулированные в основных мероприятиях подпрограммы 1. Начиная с 2016 года субъектам Российской Федерации рекомендуется формировать программы, аналогичные Государственной программе, включающие согласованные цели, задачи и целевые индикаторы, учитывающие вместе с тем специфику региона.

1.9. Информация об участии государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации подпрограммы 1 "Развитие профессионального образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"

В реализации подпрограммы 1 Государственной программы, в том числе в разработке и обсуждении разрабатываемых вопросов по развитию

профессионального образования, наряду с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными участниками Государственной программы будут принимать участие отраслевые научные организации (федеральное государственное учреждение "Федеральный институт развития образования", Российская академия образования, ряд других научных организаций, занимающихся проблемами образования), институты развития, включая ОАО "Российская венчурная компания", ОАО "Российская корпорация нанотехнологий", Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий "Сколково", отраслевые общественные объединения и ассоциации (Комиссия Общественной Палаты Российской Федерации по развитию образования, Общественный Совет при Министерстве образования и науки Российской Федерации, Профсоюз работников образования и науки Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, АНО "Опора России" и ряд других)).

1.10. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы 1 "Развитие профессионального образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"

Объем финансового обеспечения подпрограммы 1 составляет в 2013-2020 годах 5 614,5 млрд. рублей. В том числе ежегодно на реализацию подпрограммы предусмотрено от 310,85 млрд. рублей в 2013 году до 984,9млрд. рублей в 2020 году. Объемы соответствующих расходов в процентах к ВВП увеличиваются в 2013-2020 годах с 0,61% до 0,73%. Основными факторами роста расходов подпрограммы, опережающего темпы роста ВВП, является увеличение средней заработной платы педагогических работников вузов и повышение уровня стипендиального обеспечения студентов. Дальнейшее сокращение расходов подпрограммы по отношению к ВВП обусловлено изменением структуры системы профессионального образования (в том числе массовое развитие программ получения прикладных квалификаций и прикладного бакалавриата), сокращением числа вузов.

В расходах на основное мероприятие 1.1. "Реализация образовательных программ высшего образования на основании государственного задания с учетом выхода на эффективный контракт с научно-педагогическими работниками, а также с учетом введения прикладного бакалавриата и с учетом повышенного норматива для ведущих вузов и капиталоемких направлений подготовки" учитывается сокращение численности обучающихся на соответствующих образовательных программах, реализуемых за счет средств федерального бюджета. При этом численность преподавателей в ведущих вузах (около 23% расходов на образование в соответствующих вузах в 2012 году) остается неизменной, а численность преподавателей в специализированных отраслевых вузах (около 19% расходов на образование в соответствующих вузах в 2012 году) сокращается в 2013-2017 годах на 10%. При этом численность преподавателей в остальных вузах сокращается почти на 20%. Соответствующая оптимизация численности преподавателей вузов обусловлена сокращением численности обучающихся в 2012-2016 годах на величину до 30% в результате негативных демографических тенденций, введения минимальных требований к уровню подготовки поступающих на бюджетные места в вузы, а также развития 3-летних программ прикладного бакалавриата, на которых будет обучаться до 30% от поступающих на программы высшего образования к 2020 году. Проведенные расчеты предполагают естественное отставание сокращения численности преподавателей по сравнению с сокращением численности обучающихся в силу особенностей контрактных отношений с преподавателями вуза.

В расчетах объемов средств на обеспечение государственного задания на реализацию образовательных программ высшего образования учитывается доведение средней заработной платы преподавателей вузов до 200% от средней в экономике к 2018 году.

Наряду с этим расчетные объемы субсидий на финансирование государственного задания на реализацию образовательных программ высшего образования учитывают ежегодный двукратный рост в 2014-2015 годах расходов, связанных с обучением на образовательных программах по техническим (инженерным) направлениям подготовки.

Финансовое обеспечение основного мероприятия 1.2. "Реализация образовательных программ среднего профессионального образования и профессионального обучения на основе государственного задания с учетом выхода на эффективный контракт с педагогическими работниками, а также с учетом введения прикладного бакалавриата, модульных и кратких программ освоения прикладных квалификаций" складывается из субсидий на обеспечение государственного задания на реализацию образовательных программ начального профессионального и среднего профессионального образования и прикладного бакалавриата. В соответствующих расчетах заложена индексация соответствующих расходов с учетом индекса-дефлятора ВВП и выделения в 2014-2020 годах от 10% до 60% соответствующих средств на обеспечение государственного задания на реализацию образовательных программ прикладного бакалавриата и перевод образовательных программ начального профессионального образования на образовательные программы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования.

Наиболее существенные статьи расходов в рамках основного мероприятия 1.3. "Опережающее развитие непрерывного профессионального образования, в том числе развитие региональных систем непрерывного образования, а также заочной и очно-заочной форм образования, открытого образования" связаны с поддержкой проектов модернизации непрерывного образования в субъектах Российской Федерации (четырехлетняя поддержка 25 проектов в 2015-2019 годах в размере 200 млн. рублей на проект в год с индексацией по инфляции), поддержкой федеральных программ открытого образования и самообразования (6 проектов, поддерживаемых в размере от 500 млн. до 3 млрд. рублей в год в 2015-2020 годах), поддержкой программ развития заочных и очно-заочных (вечерних) форм получения профессионального образования (поддержка 1-3 проектов заочных университетов, реализующих образовательные программы не менее чем для 25 тысяч студентов в год). На развитие ваучеров для программ дополнительного профессионального образования в высокотехнологичной сфере предполагается направить до 25 млрд. рублей. На развитие массовых программ образовательного кредитования, покрывающих не менее 20% поступающих на места с полным возмещением затрат на обучение, будет направлено к 2020 году около 28 млрд. рублей.

Основные статьи расходов в рамках основного мероприятия 1.4.

"Формирование современной структуры сети образовательных организаций профессионального образования, отражающей изменения в потребностях экономики и запросов населения" предполагают ежегодное выделение в 2013-2015 годах 350 млн. рублей на реализацию 15 программ объединения вузов. Наряду с этим в 2014-2019 годах запланирована поддержка региональных программ

профессионального образования во всех субъектах Российской Федерации с общим объемом 1 проекта в размере 700 млн. рублей в год.

Основной статьей затрат в рамках основного мероприятия 1.5 "Повышение качества профессионального образования, в том числе через поддержку интернационализации, а также программ развития вузов" является поддержка программ развития 39 ведущих вузов (МГУ им. Ломоносова, СПбГУ, федеральных и национальных исследовательских университетов) в части развития

образовательной деятельности в размере около 380 млн. рублей в расчете на 1 вуз с 2015 года с индексацией по инфляции до 2020 года. Наряду с этим на период 2014-2020 годов запланировано финансирование 20 тысяч долгосрочных (не менее 1 семестра) международных стажировок для преподавателей вузов при средней стоимости 1 стажировки в размере 1,2 млн. рублей с индексацией по инфляции, а также развитие доступа к электронным информационно-образовательным ресурсам (5 млрд. рублей) и развитие международных реферируемых журналов (3 млрд. рублей).

Основной расходной статьей основного мероприятия 1.6. "Модернизация образовательных программ профессионального образования с использованием новых технологий, обеспечивающая гибкость и индивидуализацию процесса обучения" является финансирование создания 25 федеральных государственных образовательных стандартов прикладного бакалавриата и федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья средней стоимостью около 150 млн. рублей. Наряду с этим предполагается поддержка разработки 600 специализированных профессиональных стандартов подготовки высококвалифицированных рабочих при участии объединений работодателей при средней стоимости стандарта 650 тыс. рублей.

Основные расходы в рамках основного мероприятия 1.7. "Модернизация инфраструктуры системы профессионального образования" направлены на реализацию инвестиционных проектов в сфере профессионального образования, запланированных в федеральном бюджете 2012-2014 годов. С 2013 года запланировано выделение финансирования программ капитального ремонта и обновления образовательной инфраструктуры вузов на конкурсной основе в размере около 3,5% от объема средств выделяемых на выполнение государственного задания на реализацию образовательных программ высшего образования для гражданских вузов. Объемы средств на реализацию мероприятий, связанных с внедрением энергосберегающих технологий в системе образования, составляют около 170 млн. рублей в год в 2015-2020 годах.

Общие объемы ассигнований в рамках основного мероприятия 1.8. "Опережающее развитие научной, культурной и спортивной составляющей профессионального образования, включая расширение практики конкурсов и сезонных школ, сетевых проектов" в размере 120-175 млн. рублей направляются в 2013-2020 годах на организацию и проведение федеральных конкурсных мероприятий в области культуры, спорта, общественной деятельности среди обучающихся профессиональных образовательных организаций, разработку нормативно-правового, учебно-методического обеспечения физического воспитания в организациях профессионального образования, организацию и проведение выставок, семинаров, конференций, посвященных актуальным вопросам развития системы образования, организацию и проведение олимпиад, конкурсов, летних и зимних школ, реализацию сетевых проектов для талантливых студентов и аспирантов, в том числе обеспечение их участия в международных олимпиадах.

Основной объем средств, расходуемых в рамках основного мероприятия 1.9. "Развитие взаимодействия профессионального образования с рынком труда, с местными сообществами", направляется на поддержку объединений работодателей в части стимулирования формирования и развития государственно-общественных объединений по укрупненным группам направлений образовательных программ профессионального образования. На протяжении 2014-2018 годов ежегодно будут поддерживаться от 20 до 30 проектов стоимостью 150 млн. рублей.

Основной объем средств в рамках основного мероприятия 1.10. "Повышение квалификации, подготовка и профессиональная переподготовка работников системы образования" направляется в 2014-2019 годах на реализацию образовательных программ переподготовки и повышения квалификации работников системы образования. Предполагается рост числа поддерживаемых программ с 30 в 2014 году до 210 в 2019 году при стоимости одной образовательной программы 4 млн. рублей в 2014 году с дальнейшей индексацией в соответствии с инфляцией.

Основная статья расходов основного мероприятия 1.11. "Обеспечение социальной поддержки обучающихся на программах профессионального образования" - увеличение фонда стипендиального обеспечения студентов, обучающихся в федеральной сети гражданских вузов. Запланировано увеличение стипендиального фонда, позволяющее в 2013 году довести до 5 тыс. рублей ежемесячную стипендию 30% студентов, обучающихся на местах, финансируемых за счет средств федерального бюджета. Кроме того, на обеспечение конкурентоспособности стипендий для лучших студентов магистратуры, аспирантуры и заработной платы работающих на контрактах "пост-доков" предполагается направить около 7 млрд. рублей. Этой мерой будет охвачено около 4,5 тыс. человек в год.

В 2014-2020 годах стипендиальный фонд корректируется темпами изменения среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в экономике.

Общие объемы ассигнований в рамках основного мероприятия 1.12. "Социальные гарантии работникам профессионального образования" включают: компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, компенсацию педагогическим работникам расходов на приобретение научной литературы. С учетом существенных повышений зарплат соответствующим категориям работников выплата компенсации расходов на приобретение научной литературы не планируется с 2015 года включительно.

Информация об объемах финансирования подпрограммы 1 "Развитие профессионального образования" представлена в таблице 6 приложения к Государственной программе.

1.11. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы 1 "Развитие профессионального образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"

Финансово-экономические риски связаны с возможным недофинансированием мероприятий, в которых предполагается софинансирование деятельности по достижению целей подпрограммы. Минимизация этих рисков возможна через заключение договоров о реализации мероприятий, направленных на достижение целей подпрограммы, через институционализацию механизмов софинансирования.

Нормативные риски. В Государственной программе заложены в том числе мероприятия, направленные на изменения в системе образования, определенные Законопроектом. Изменение положений Законопроекта, мероприятия по которым отражены в Государственной программе, потребуют внесения соответствующих изменений в Государственную программу, что повлияет на выполнение мероприятий и достижение целей. Реализация ряда мероприятий также зависит от сроков принятия Законопроекта.

Несвоевременность принятия нормативных правовых актов, подготовки и направления в образовательные организации, субъекты Российской Федерации методических рекомендаций также может являться риском нереализации или несвоевременной реализации мероприятий. Устранение (минимизация) рисков связано с качеством планирования реализации Государственной программы, обеспечением мониторинга ее реализации и оперативного внесения необходимых изменений.

Временные риски, связанные с отставанием от сроков реализации мероприятий, преодолеваются за счет подготовки плана реализации Государственной программы и обеспечения ее операционального сопровождения начиная с 2012 года.

Организационные риски. Неэффективное управление процессом реализации Государственной программы и несогласованность действий основного исполнителя и участников Государственной программы. Устранение названного риска возможно за счет организации единого координационного органа по реализации Государственной программы и обеспечение постоянного и оперативного мониторинга реализации Государственной программы и ее подпрограмм.

Риски, связанные с региональными особенностями. Существующие различия регионов обуславливают разный уровень финансовых возможностей субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий Государственной программы. Ситуация может быть усугублена проблемами, связанными с недостаточной межуровневой координацией органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, недостаточным пониманием задач государственной политики. Снижение риска недостаточного финансирования возможно при обеспечении правильного расчета необходимых объемов средств регионального бюджета и необходимого дополнительного финансирования из федерального бюджета, а также привлечения внебюджетных источников. Устранение риска недостаточной межуровневой координации органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, возможно через информационное обеспечение, операционное сопровождений реализации Государственной программы, включающее оперативное консультирование всех исполнителей Государственной программы.

1.12. Участие субъектов Российской Федерации в реализации подпрограммы 1 "Развитие профессионального образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"

1. Обоснование состава и значений целевых показателей и индикаторов подпрограммы, характеризующих достижение конечных результатов по этапам ее реализации в разрезе субъектов Российской Федерации либо по группам субъектов Российской Федерации.

В рамках подпрограммы 1 субъекты Российской Федерации будут обеспечивать достижение и предоставлять ответственному исполнителю Государственной программы информацию о достижении значений следующих целевых показателей, достижение которых зависит от деятельности субъектов Российской Федерации:

удельный вес числа государственных (муниципальных) образовательных организаций среднего профессионального образования и высшего образования субъектов Российской Федерации, обеспечивающих доступность обучения и проживания лиц с ограниченными возможностями здоровья, в общем их числе;

удельный вес численности студентов государственных организаций высшего образования субъектов Российской Федерации, прошедших в течение учебного года обучение в зарубежном вузе не менее одного семестра (кроме вузов СНГ), в общей численности студентов организаций высшего образования субъектов Российской Федерации;

отношение среднемесячной заработной платы преподавателей образовательных организаций профессионального образования (из всех источников) к заработной плате в экономике региона (преподаватели образовательных организаций среднего профессионального образования; профессорско-преподавательский состав образовательных организаций высшего профессионального образования);

удельный вес численности профессорско-преподавательского состава государственных организаций высшего образования субъектов Российской Федерации, прошедшего стажировки в ведущих российских и зарубежных университетах и научных центрах, в общей численности профессорско-преподавательского состава в отчетном году;

удельный вес числа государственных организаций высшего образования субъектов Российской Федерации, направивших не менее 50% от объема средств, полученных за счет дополнительного по сравнению с учтенным при планировании бюджетных ассигнований снижения потребления энергоресурсов, на увеличение

годового фонда оплаты труда (без учета указанного увеличения при индексации фондов оплаты труда) в общем их числе;

удельный вес числа государственных организаций высшего образования субъектов Российской Федерации, сформировавших фонды целевого капитала объемом не менее 100 млн. рублей, в общем числе организаций высшего образования;

удельный вес численности иностранных студентов в общей численности студентов организаций государственных организаций высшего образования субъектов Российской Федерации;

удельный вес численности студентов государственных (муниципальных) организаций среднего профессионального образования и высшего профессионального образования, обеспеченных местами в общежитиях, в общей численности студентов государственных (муниципальных) организаций высшего профессионального образования, нуждающихся в местах в общежитиях.

Перечисленные показатели соответствуют показателям подпрограммы и отражают развитие системы профессионального образования в субъектах Российской Федерации. Достижение значений показателей субъектами Российской Федерации обеспечивает достижение заявленных значений показателей подпрограммы 1. Значения показателей в разрезе субъектов Российской Федерации представлены в таблице 1а приложения к Государственной программе.

2. Обоснование мер по координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации для достижения целей и конечных результатов подпрограммы, в том числе путем реализации аналогичных программ субъектов Российской Федерации.

Управление реализацией подпрограммы Государственной программы осуществляется в соответствии с разделом V Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588), разделом V Методических указаний по разработке и реализации Государственных программ Российской Федерации (приказ Минэкономразвития России от 22 декабря 2010 г. N 670) в форме мониторинга реализации Государственной программы. С этой целью в рамках реализации Государственной программы субъектами будет предоставляться информация о достижении значений целевых показателей и о причинах недостижения показателей.

Инструментом координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации для достижения целей и конечных результатов подпрограммы выступят целевые субсидии на конкурсной основе на реализацию программ субъектов Российской Федерации, содержащих мероприятия и показатели (индикаторы), согласованные по содержанию с мероприятиями подпрограммы. Целевые субсидии будут предоставляться на период от 1 до 3 лет. Выделение субсидий будет осуществляться на основании соглашений Минобрнауки России с субъектами Российской Федерации, в которых обозначены мероприятия, направления расходования средств субсидии, целевые показатели и обязательства по их достижению субъектами Российской Федерации.

Эффективность соответствующего инструмента была продемонстрирована в ходе реализации комплексных проектов модернизации образования, комплекса мер по модернизации региональных систем общего образования.

Определение объема федеральных средств будет осуществляться на основании оценок бюджетных ассигнований на развитие системы образования в бюджетах субъекта Российской Федерации. Фактические затраты регионов на выполнение принятых обязательств будут превышать объемы выделяемых федеральных субсидий. Соответствующие ассигнования позволят привлечь в региональные системы образования дополнительные (федеральные) средства, а необходимость выполнения принятых обязательств окажется стимулом к увеличению доли расходов на образование в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации.

При этом конкурсный характер распределения согласно принимаемым субъектами Российской Федерации обязательствам по развитию региональных образовательных систем с учетом ранее достигнутых результатов и выполнения соглашений, заключенных с Министерством образования и науки Российской Федерации, станет механизмом стимулирования межрегиональной конкуренции и повышения качества образования.

3. Прогнозируемый объем расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию аналогичных программ субъектов Российской Федерации составляет 2663,7 млрд. рублей.

  • Главная
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" на 2013-2020 годы