в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 23.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" на 2013-2020 годы
не действует Редакция от 26.10.2012 Подробная информация
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" на 2013-2020 годы

Федеральная целевая программа "Русский язык" на 2011-2015 годы

ПАСПОРТ Федеральной целевой программы "Русский язык" на 2011-2015 годы

Наименование Программы Федеральная целевая программа "Русский язык" на 2011-2015 годы
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 164-р "Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Русский язык" на 2011-2015 годы".
Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. N 492 "О Федеральной целевой программе "Русский язык" на 2011-2015 годы.
Государственные заказчики Программы Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)
Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество)
Государственный заказчик-координатор Программы Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)
Основные разработчики Программы Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)
Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество)
Цель и задачи Программы Целями Программы являются поддержка, сохранение и распространение русского языка, в том числе среди соотечественников за рубежом.
Задачами Программы в Российской Федерации являются:
обеспечение реализации функции русского языка как государственного языка Российской Федерации;
создание условий для функционирования русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации.в зарубежных странах: интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств (далее – СНГ); удовлетворение языковых и культурных потребностей соотечественников за рубежом.
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы Целевыми индикаторами Программы являются:
доля населения Российской Федерации, владеющего русским языком как родным, в общей численности населения Российской Федерации;
доля обучающихся по программам начального общего и основного общего образования, изучающих русский язык как неродной, в общей численности обучающихся;
количество зарубежных стран, в которых более 1 процента населения владеет русским языком;
число стран СНГ, в которых более 20 процентов населения владеет русским языком;
доля соотечественников, проживающих за рубежом и сохраняющих языковые и этнокультурные связи с Россией, в общей численности соотечественников, проживающих за рубежом.
Основными показателями Программы, отражающими ход ее реализации, являются:
количество справочно-информационных ресурсов по русскому языку;
количество учебников и (или) учебных пособий по русскому языку и литературе, рекомендованных (допущенных) к использованию в учебном процессе в школах с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языке в связи с утверждением федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения;
численность лиц, успешно прошедших повышение квалификации и переподготовку по вопросам преподавания русского языка как неродного в образовательных учреждениях;
численность участников культурно-просветительских мероприятий, популяризирующих русский язык, литературу и культуру России, за рубежом;
количествокомплектов учебников и учебных пособий, научно-популярных книг и журналов по русскому языку, литературе и культуре России, поставленных в представительства Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству в государствах-участниках Содружества Независимых Государств;
численность лиц, прошедших тестирование по русскому языку как иностранному;
количество образовательных учреждений, получивших разрешение на проведение тестирования по русскому языку для желающих приобрести гражданство Российской Федерации;
количество мероприятий научно-методического, образовательного и культурно-просветительского характера для соотечественников, проживающих за рубежом;
количество представительств Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству в государствах-участниках Содружества Независимых Государств, в которых внедрено разработанное и апробированное программно-методическое обеспечение глобальной системы использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку за рубежом.
Сроки и этапы реализации Программы Программа будет реализована в 2011-2015 годы в 2 этапа:
первый этап (2011-2012 годы) – формирование научно-методической базы и разработка методологических подходов и методик реализации функции русского языка как государственного языка Российской Федерации, создание условий для функционирования русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации и основы развития интеграционных процессов в государствах-участниках Содружества Независимых Государств для обеспечения распространения и сохранения русского языка как средства консолидации российского общества интеграции Российской Федерации и иностранных государств.
второй этап (2013-2015 годы) – апробация разработанных на первом этапе методологических подходов и методик, практическое внедрение и распространение результатов, полученных по итогам реализации первого этапа, тиражирование и распространение книг, учебников и методических пособий, внедрение программно-методического обеспечения системы использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку за рубежом, создание координационно-методических центров глобальной системы использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку за рубежом.
Объемы и источники финансирования Программы Общий объем финансирования мероприятий Программы в ценах соответствующих лет составляет 1658,66 млн. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета – 1311,1 млн. рублей;
средства бюджетов субъектов Российской Федерации – 142,16 млн. рублей;
средства внебюджетных источников – 205,4 млн. рублей.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели
социально- экономической эффективности
рост объема информационных ресурсов по русскому языку в 2,7 раза;
увеличение численности лиц, прошедших переподготовку и повышение квалификации по вопросам функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации – в 3,6 раза;
увеличение численности преподавателей, прошедших переподготовку и повышение квалификации по вопросам преподавания русского языка как неродного и иностранного – в 3,5 раза;
увеличение числа учебников и учебных пособий по русскому языку и литературе для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языками обучения, по обучению русскому языку как иностранному – в 2,25 раза;
увеличение количества справочно-информационных ресурсов в сфере русского языка и культуры России в государствах-участниках Содружества Независимых Государств – в 3,5 раз;
увеличение численности лиц, прошедших тестирование по русскому языку – в 1,9 раза;
увеличение численности участников культурно-просветительских мероприятий, связанных с русским языком, литературой и культурой России за рубежом – в 6 раз;
увеличение количества комплектов учебников и учебных пособий, научно-популярных книг и журналов по русскому языку, литературе и культуре России, поставленных в представительства Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству в зарубежных странах – в 2,4 раза;
увеличение количества мероприятий научно-методического, образовательного и культурно-просветительского характера для соотечественников, проживающих за рубежом, – в 2,7 раза;
увеличение количества комплектов учебников, учебных пособий, научно-популярных книг, художественной литературы, справочных изданий по русскому языку, литературе и культуре России, поставленных в представительства Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству в зарубежных странах (без учета данных в отношении государств-участников Содружества Независимых Государств), - в 4,4 раза;
К росту значений показателей социально-экономической эффективности Программы относятся:
рост обеспеченности населения лингвокультурологической информацией в сфере русского языка и литературы – с 38 до 54,8 процентов;
рост доступности для населения просветительских мероприятий, популяризирующих русский язык, литературу и культуру России, – с 21 до 45,7 процентов;
рост численности преподавателей, прошедших переподготовку по вопросам преподавания русского языка как неродного и иностранного, – с 3400 до 12 тыс. человек;
рост доступности использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку и литературе для лиц из государств-участников СНГ – с 22 до 38 процентов;
рост доступности для соотечественников за рубежом информационных материалов по русскому языку и культуре России - с 38 до 40 процентов;
рост доступности использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку и культуре России для соотечественников (детей и взрослых) за рубежом с - с 22 до 33 процентов.

Целями Программы являются поддержка, сохранение и распространение русского языка, в том числе среди соотечественников, проживающих за рубежом.

Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие задачи:

в Российской Федерации:

обеспечение реализации функции русского языка как государственного языка Российской Федерации;

создание условий для функционирования русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации;

в зарубежных странах:

поддержка русского языка как основы развития интеграционных процессов в государствах-участниках Содружества Независимых Государств;

удовлетворение языковых и культурных потребностей соотечественников, проживающих за рубежом.

Программа будет реализована в 2011-2015 годах в 2 этапа.

Первый этап (2011-2012 годы) предполагает формирование научно-методической базы и разработку методологических подходов и методик реализации функции русского языка как государственного языка Российской Федерации, создание условий для функционирования русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации и основы развития интеграционных процессов в государствах - участниках Содружества Независимых Государств для обеспечения распространения и сохранения русского языка как средства консолидации российского общества, интеграции Российской Федерации и иностранных государств. В частности, на этом этапе предусматривается:

формирование системы научно-информационного и методического

обеспечения функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации (разработка словарей, грамматик, справочников, учебников нового поколения по русскому языку и литературе, проведение методических мероприятий для учителей и преподавателей российских образовательных учреждений);

создание системы обеспечения функционирования русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации (подготовка учебников и учебных пособий для российских образовательных учреждений, а также переподготовка и повышение квалификации в сфере преподавания русского языка как неродного, проведение мероприятий этнокультурной тематики, в том числе по вопросам использования культурно-исторических традиций казачества);

разработка комплекса мер, направленных на организационно-методическое обеспечение тестирования по русскому языку как иностранному граждан стран ближнего и дальнего зарубежья;

проведение исследований использования русского языка в среде соотечественников, проживающих за рубежом, и подготовка аналитических материалов и рекомендаций по развитию культурных и профессиональных связей с соотечественниками, проживающими за рубежом;

проведение исследований, касающихся тенденций развития русского языка в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, перспектив изучения и функционирования русского языка как иностранного за рубежом;

разработка и апробация национально, социально и профессионально ориентированных учебников и учебно-методических пособий, справочно-информационных материалов для обучения русскому языку и российской литературе в странах ближнего и дальнего зарубежья; создание системы методического обеспечения преподавания русского языка и на русском языке в странах ближнего и дальнего зарубежья, в том числе в среде соотечественников, проживающих за рубежом;

разработка и апробация программно-методического обеспечения системы использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку за рубежом, создание координационно-методических центров глобальной системы использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку на базе российских вузов и сетевой инфраструктуры на базе представительств Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств,

соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству за рубежом.

Второй этап (2013-2015 годы) предусматривает апробацию разработанных на первом этапе методологических подходов и методик, практическое внедрение и распространение результатов, полученных в период предыдущего этапа. Также второй этап предусматривает тиражирование и распространение книг, учебников и методических пособий, внедрение программно-методического обеспечения системы использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку за рубежом, создание координационно-методических центров глобальной системы использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку за рубежом.

На этом этапе предполагается:

развитие системы научно-информационного и методического обеспечения функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации (апробация и тиражирование словарей, грамматик, справочников, учебников нового поколения по русскому языку и литературе, развитие практики проведения мероприятий научно-методического характера, направленных на повышение квалификации российских специалистов-словесников, организация мероприятий, способствующих укреплению позиций русского языка как государственного языка Российской Федерации);

развитие системы обеспечения функционирования русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации (апробация, тиражирование и внедрение учебников и учебных пособий для российских образовательных учреждений разных видов и типов, проведение мероприятий по переподготовке и повышению квалификации в сфере преподавания русского языка как неродного, проведение мероприятий этнокультурной тематики);

реализация комплекса мер, направленных на организационно-методическое обеспечение тестирования по русскому языку как иностранному граждан стран ближнего и дальнего зарубежья;

развитие системы методического обеспечения преподавания русского языка и на русском языке в странах ближнего и дальнего зарубежья, в том числе в среде соотечественников, проживающих за рубежом (поставка учебно-методических материалов, организация комплекса научно-методических мероприятий,

тиражирование и поставка разработанных учебно-методических и справочно-информационных материалов по русскому языку, российской литературе и культуре);

проведение комплекса мероприятий, направленных на продвижение и поддержку русского языка, а также популяризацию в мире российской науки, культуры и образования;

развитие инфраструктуры и содержания системы использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку за рубежом через выполнение проектов культурно-просветительского, образовательного и научно-методического характера.

Досрочное прекращение реализации Программы осуществляется в

соответствии с законодательством Российской Федерации. Решение об этом может быть принято в случае отсутствия финансирования более 40 процентов мероприятий Программы или недофинансирования Программы более чем на 30 процентов, а также из-за иных факторов, связанных с невозможностью достижения целей и задач Программы.

  • Главная
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" на 2013-2020 годы