в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 12.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРИКАЗ Минздрава СССР от 21.07.88 N 579 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ВРАЧЕЙ-СПЕЦИАЛИСТОВ"
не действует Редакция от 21.07.1988 Подробная информация
ПРИКАЗ Минздрава СССР от 21.07.88 N 579 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ВРАЧЕЙ-СПЕЦИАЛИСТОВ"

57. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛИСТА ВРАЧА-ПСИХИАТРА ДЕТСКОГО

В соответствии с требованиями специальности врач-психиатр детский должен знать и уметь:

1. Общие знания:

- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения; психиатрической службы, правовые вопросы;

- общие вопросы организации психиатрической помощи в стране, организацию работы скорой и неотложной помощи психически больным детям;

- закономерности нормального психофизического развития детей, формирование их личности;

- основные вопросы синдромогенеза и его нозологической специфичности, основные вопросы учения о дизонтогенезе психики ребенка;

- причины возникновения патологических процессов в организме, механизмы их развития и клинические проявления (роль наследственных, конституциональных, экзогенно-органических и психогенных факторов в возникновении и течении психических заболеваний);

- основы биологии психозов, нарушений обмена при них;

- патофизиологию основных нервно-психических расстройств;

- патогенез психогенных заболеваний (неврозы, реактивные психозы, нарушение поведения и личности);

- общие и функциональные методы обследования психически больного;

- возможности инструментальных и специальных методов диагностики;

- вопросы психопатологического обследования, составление психического статуса, диагностического и терапевтического обоснования;

- принципы, приемы и методы психофармакотерапии, вопросы интенсивной терапии психозов в детском возрасте;

- основы фармакотерапии при эпилепсии, пограничных заболеваниях, психических нарушениях, при мозговых инфекциях и черепно-мозговых травмах;

- основы рентгенологии, краниографии, томографии;

- основы медико-генетического консультирования;

- клиническую симптоматику основных психических заболеваний у детей, их профилактику, диагностику и лечение;

- клиническую симптоматику пограничных состояний детской психиатрии (неврозы, патология личности);

- принципы подготовки больных детей к пребыванию в специализированных учреждениях для предупреждения нарушений адаптаций;

- вопросы временной и стойкой нетрудоспособности, диспансеризации и реабилитации психически больных детей;

- применение физиотерапии, лечебной физкультуры и врачебного контроля, показания и противопоказания к пребыванию в специализированных учреждениях (санатории для нервных детей, спец. детских садах и др.);

- основы рационального питания больного с психическими нарушениями, вследствие расстройств обмена, при фенилкетонурии;

- оборудование палат интенсивной терапии психозов, технику безопасности при работе с аппаратурой, инструментарий, применяемый при интенсивной терапии;

- вопросы организации и деятельности медицинской службы гражданской обороны и врача в военно-полевых условиях.

2. Общие умения:

- получить информацию о заболевании, применить объективные методы обследования больного, выявить общие и специфические признаки нервно-психического заболевания, особенно в случаях, требующих неотложной или интенсивной терапии (психомоторное возбуждение, эпилептический статус, суицидально-агрессивное поведение);

- оценить тяжесть состояния больного, его причину и принять необходимые меры для выведения больного из этого состояния; определить объем и последовательность терапевтических и организационных мероприятий (стационирование, амбулаторное лечение, консультативный прием или постановка на учет);

- оказать необходимую срочную первую помощь, при психомоторном возбуждении (выбор психотропных препаратов, способа введения);

- определить необходимость специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, функциональных, потапсихологических, медико-генетических), организовать их выполнение и уметь интерпретировать их результаты;

- провести дифференциальную диагностику основных нервно-психических заболеваний у детей, обосновать клинический диагноз;

- обосновать схему, план и тактику ведения больных, показания и противопоказания к применению психофармакотерапии, психотерапии, лечебной педагогики;

- разработать план подготовки больного к терапии, определить соматические противопоказания, уровень содержания лития в сыворотке крови:

- обосновать наиболее целесообразную тактику при лечении психозов с гипертоксическими проявлениями;

- определить показания к переводу из отделений для больных с острыми психозами в отделение для спокойных больных;

- разработать схему амбулаторного ведения больного, профилактику обострений после выписки из стационара; обосновать медикаментозную терапию, определить показания и длительность курса лечения;

- определить показания и противопоказания к отбору и пребыванию больных детей в специализированных учреждениях;

- решить вопрос о возможности обучения больного и профиле обучения;

- провести диспансеризацию и оценить ее эффективность;

- оформить медицинскую документацию.

3. Специальные знания, умения:

Специалист-психиатр детский должен знать профилактику, диагностику, клинику и лечение при следующих заболеваниях и состояниях:

- психомоторное возбуждение;

- эпилептический статус;

- острая сердечная и дыхательная недостаточность при гипертоксических психозах;

- острый токсикоз при гипертоксических психозах и меры борьбы с ним.

Неотложная психиатрия детского возраста:

- отказ от еды;

- депрессивное состояние с суицидальными тенденциями;

- острое бредовое состояние;

- психопатоподобное возбуждение с агрессивностью и аутоагрессивностью.

Плановая психиатрия детского возраста:

- экзогенные (симптоматические и экзогенно-органические психозы);

- непсихотические расстройства резидуально-органического генеза;

- непрерывно-текущая шизофрения;

- рекуррентная шизофрения;

- приступообразно-прогредиентная шизофрения;

- эпилепсия и эпилептиформные синдромы;

- психопатии;

- патохарактерологические реакции и патологические формирования личности;

- реактивные состояния;

- системные неврозы;

- системные психосоматические расстройства в детском возрасте;

- олигофрении, в т. ч. дифференцированные формы;

- задержки психического и речевого развития;

- психоорганический синдром при детском церебральном параличе.

Специалист - детский психиатр должен знать:

- клинику, диагностику, профилактику и лечение основных нервных заболеваний;

- менингиты и арахноидиты;

- невриты и полиневриты;

- энцефалиты;

- поражения нервной системы при острых инфекциях и паразитарных заболеваниях;

- сифилитические заболевания, СПИД;

- ревматические поражения нервной системы;

- демиелинизирующие заболевания;

- факоматозы;

- поражение нервной системы при хромосомных заболеваниях;

- гидроцефалия;

- травматические поражения головного мозга;

- опухоли мозга;

- клинику и диагностику, лечение и профилактику основных заболеваний эндокринной системы и нарушения обмена веществ (токсический зоб, тиреотоксический криз, сахарный диабет, диабетическая и гипогликемическая кома, острая и хроническая надпочечниковая недостаточность, алиментарно-конституциональное ожирение);

- клинику, диагностику, лечение и профилактику основных заболеваний крови и кроветворных органов (лейкозов, железодефицитной и В12 фолиево-дефицитной анемии, геморрагического васкулита, тромбоцитопенической пурпуры);

- клинику, диагностику, лечение и профилактику основных соматических заболеваний.

4. Манипуляции:

- первичное психопатологическое обследование;

- экстренное введение средств, купирующих возбуждение;

- определение группы крови, пробы на совместимость;

- спинномозговая пункция;

- внутривенное вливание, переливание крови;

- уметь правильно уложить больного, наложить языкодержатель, освободить дыхательные пути от слизи и инородных тел;

- уметь удерживать беспокойного больного;

- уметь удерживать больного при искусственном кормлении;

- уметь вывести больного из гипогликемического состояния и шока, имеющих сходные клинико-морфологические проявления.

5. Список обязательной литературы

1. Антонов И.П., Шанько Г.Г. Гиперкинезы у детей. Минск, 1975.

2. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Всеволжская Н.М. Руководство по неврологии раннего возраста, 1980.

3. Болдырев А.И. Эпилептические синдромы. М., Медицина, 1976.

4. Власова Н.А., Беккер К.П. (под ред.) Заикание. М., Медицина, 1983.

5. Вроно М.Ш. Руководство по психиатрии. т. 1, М., Медицина, 1983, с. 355-372.

6. Гиляровский В.А. Избранные труды. М., Медицина, 1973.

7. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М., Медицина, 1982.

8. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. Л., Медицина, 1982.

9. Карлов В.А. Лечение нервных болезней. М., 1987.

10. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985.

11. Лакосина Н.Д. Клинические варианты невротического развития. М., Медицина, 1970.

12. Пантюхина Г.В., Печора К.М., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. ЦОЛИУВ, М., 1979.

13. Психиатрическая помощь БМЭ, т. 21, с. 300, М., 1983.

14. Рожнов В.Е. (под ред.). Руководство по психиатрии. М., Медицина, 1985.

15. Снежневский А.В. (под ред.). Руководство по психиатрии, т. 1, 2. М., 1983.

16. Снежневский А.В. (под ред.). Справочник по психиатрии (ред. 2). М., 1985.

17. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. 1974.

18. Справочник детского психиатра и невропатолога. изд. "Здоровье", Киев, 1975.

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минздрава СССР от 21.07.88 N 579 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ВРАЧЕЙ-СПЕЦИАЛИСТОВ"