в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 01.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРИКАЗ Минздрава СССР от 21.07.88 N 579 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ВРАЧЕЙ-СПЕЦИАЛИСТОВ"
не действует Редакция от 21.07.1988 Подробная информация
ПРИКАЗ Минздрава СССР от 21.07.88 N 579 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ВРАЧЕЙ-СПЕЦИАЛИСТОВ"

58. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛИСТА ВРАЧА-ПСИХИАТРА ПОДРОСТКОВОГО

В соответствии с требованиями специальности врач-психиатр подростковый должен знать и уметь:

1. Общие знания:

- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;

- общие вопросы организации психиатрической помощи в стране, организацию работы скорой и неотложной помощи психически больным, принципы организации диспансерного учета;

- закономерности нормального психофизического развития детей и подростков, формирование их личности;

- основные вопросы синдромогенеза и его нозологической специфичности, основные вопросы учения о дизонтогенезе психики;

- причины возникновения патологических процессов в организме, механизм их развития и клинические проявления (роль наследственных, конституциональных, экзогенно-органических и психогенных факторов в возникновении и течении психических заболеваний);

- основы биологии психозов, нарушений обмена при них;

- патофизиологию основных нервно-психических расстройств (расстройства восприятия, бреда, навязчивых явлений и др.);

- психогенез психогенных заболеваний (неврозы, реактивные психозы, нарушения поведения и личности);

- общие и функциональные методы обследования психически больного;

- возможности инструментальных и специальных методов диагностики;

- вопросы психопатологического обследования, составление психического статуса, диагностического и терапевтического обоснования;

- принципы, приемы и методы психофармакотерапии, вопросы интенсивной терапии психозов в подростковом возрасте;

- основы фармакотерапии при эпилепсии, пограничных заболеваниях, психических нарушениях при мозговых инфекциях и черепно-мозговых травмах;

- основы рентгенологии, краниографии, томографии;

- основы медико-генетического консультирования;

- клиническую симптоматику основных психических заболеваний у подростков, их профилактику, диагностику и лечение;

- клиническую симптоматику пограничных состояний подросткового возраста (неврозы, патология личности);

- принципы подготовки больных подростков к пребыванию в специализированных учреждениях для предупреждения нарушений адаптации;

- вопросы временной и стойкой нетрудоспособности, диспансеризации и реабилитации психически больных подростков; принципы военной и судебно-психиатрической экспертизы подростков;

- применение физиотерапии, лечебной физкультуры и врачебного контроля, показания и противопоказания к пребыванию в специализированных учреждениях;

- основы рационального питания больного с психическими нарушениями;

- оборудование палат интенсивной терапии психозов, технику безопасности при работе с аппаратурой, инструментарием, применяемыми при интенсивной терапии;

- вопросы организации и деятельности медицинской службы гражданской обороны и врача в военно-полевых условиях;

- основы военно-психиатрической экспертизы.

2. Общие умения:

- получить информацию о заболевании, применить объективные методы обследования больного, выявить общие и специфические признаки нервно-психического заболевания, особенно в случаях, требующих неотложной или интенсивной терапии (психомоторное возбуждение, эпилептический статус, суицидально-агрессивное поведение);

- оценить тяжесть состояния больного, причину его состояния и принять необходимые меры для выведения больного из этого состояния;

- определить объем и последовательность терапевтических и организационных мероприятий (стационирование, амбулаторное лечение, консультативный прием или постановка на учет);

- оказать необходимую срочную первую помощь при психомоторном возбуждении (выбор психотропных препаратов, способа введения);

- определить необходимость специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, функциональных, патопсихологических, медико-генетических), организовать их выполнение и уметь интерпретировать их результаты;

- определить показания к госпитализации, организовать ее в соответствии с состоянием больного;

- провести дифференциальную диагностику основных нервнопсихических заболеваний у подростков, обосновать клинический диагноз;

- обосновать схему, план и тактику ведения больных, показания и противопоказания к назначению психофармакотерапии, психотерапии, лечебной педагогики;

- разработать план подготовки больного к терапии, определить соматические противопоказания, оценить уровень содержания лития в сыворотке крови;

- обосновать наиболее целесообразную тактику при лечении психозов с гипертоксическими проявлениями;

- разработать схему амбулаторного ведения больного, профилактику обострений после выписки из стационара;

- обосновать медикаментозную терапию, определить показания и длительность курса лечения;

- решить вопрос о возможности обучения больного и профиле обучения;

- проводить диспансеризацию и оценивать ее эффективность;

- оформить медицинскую документацию.

3. Специальные знания и умения:

Специалист - подростковый психиатр должен знать профилактику, диагностику, клинику и лечение при следующих заболеваниях и состояниях;

- психомоторное возбуждение;

- эпилептический статус;

- острая сердечная и дыхательная недостаточность при гипертоксических психозах;

- острый токсикоз при гипертоксических психозах и меры борьбы с ним.

Неотложная психиатрия подросткового возраста:

- отказ от еды;

- депрессивное состояние с суицидальными тенденциями;

- острое бредовое состояние;

- психопатоподобное возбуждение с агрессивностью и аутоагрессивностью;

Плановая психиатрия подросткового возраста:

- экзогенные (симптоматические и экзогенно-органические психозы);

- непсихотические расстройства резидуально-органического генеза;

- непрерывно-текущая шизофрения;

- рекуррентная шизофрения;

- приступообразно-прогредиентная шизофрения;

- эпилепсия и эпилептиформные синдромы;

- психопатии;

- патохарактериологические реакции и патологическое формирование личности;

- реактивные состояния;

- системные неврозы;

- системные психосоматические расстройства в подростковом возрасте;

- олигофрении, другие формы интеллектуальной недостаточности;

- психоорганический синдром посттравматической и другой этиологии.

Врач - подростковый психиатр должен знать клинику, диагностику, профилактику и лечение основных нервных заболеваний:

- менингиты и арахноидиты;

- невриты и полиневриты;

- энцефалиты;

- поражение нервной системы при острых инфекциях и паразитарных заболеваниях;

- сифилитические заболевания, СПИД;

- ревматические поражения нервной системы;

- демиелизирующие заболевания;

- факоматозы;

- поражение нервной системы при хромосомных заболеваниях;

- гидроцефалия;

- травматические поражения головного мозга;

- опухоли мозга;

- клинику и диагностику, лечение и профилактику основных заболеваний эндокринной системы и нарушение обмена веществ (токсический зоб, тиреотоксический криз, сахарный диабет, диабетическая и гипогликемическая кома, острая и хроническая надпочечниковая недостаточность, алиментарно-конституциональное ожирение);

- клинику, диагностику, лечение и профилактику основных заболеваний крови и кроветворных органов (лейкозов, железодефицитной и В-12 фолиево-дефицитной анемии, геморрагического васкулита, тромбоцитопенической пурпуры);

- клинику, диагностику, лечение и профилактику основных соматических заболеваний.

4. Манипуляции:

- первичное психопатологическое обследование;

- экстренное введение средств, купирующих возбуждение;

- внутривенные вливания, переливания крови;

- определение групп крови, пробы на совместимость;

- спинномозговая пункция;

- уметь правильно уложить больного, наложить языкодержатель, освободить дыхательные пути от слизи и инородных тел;

- уметь удерживать беспокойного больного;

- уметь удерживать больного при искусственном кормлении;

- определить стадии гипогликемии при инсулинотерапии и вывести больного из гипогликемического состояния и шока.

5. Список обязательной литературы

1. Благосклонова Н.К. Использование электроэнцефалографий в диагностике психических заболеваний детского возраста. Методические рекомендации МЗ СССР, 1982.

2. Болдырев А.И. Эпилептические синдромы. М., Медицина, 1983.

3. Власова Н.А., Бекке К.П. (под ред.). Заикание. М., Медицина, 1983.

4. Вроно М.Ш. Руководство по психиатрии, т. 1, М., Медицина, 1983, с. 366-372.

5. Гиляровский В.А. Избранные труды. М., Медицина, 1973.

6. Гурьева В. А., Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. М., Медицина, 1980.

7. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., Медицина, 1982.

8. Карлов В.А. Лечение нервных болезней. М., 1987.

9. Клиника и лечение энуреза в детском возрасте (Методические рекомендации МЗ СССР). М., 1977.

10. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985.

11. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1979.

12. Лакосина Н.Д. Клинические варианты невротического развития. М., Медицина, 1970.

13. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. М., Медицина, 1985.

14. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у детей и подростков. Л., Медицина, 1983.

15. Психиатрическая помощь. БМЭ. т. 21, с. 300, М., 1983.

16. Рожнов В.Е. (под ред.). Руководство по психотерапии. М., Медицина. 1985.

17. Снежневский А.В. (под ред.). Руководство по психиатрии. т. 1, 2, М., 1983.

18. Снежневский А.В. (под ред.). Справочник по психиатрии. ред. 2, 1985.

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минздрава СССР от 21.07.88 N 579 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ВРАЧЕЙ-СПЕЦИАЛИСТОВ"