в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 12.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРИКАЗ Минздрава СССР от 21.07.88 N 579 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ВРАЧЕЙ-СПЕЦИАЛИСТОВ"
не действует Редакция от 21.07.1988 Подробная информация
ПРИКАЗ Минздрава СССР от 21.07.88 N 579 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ВРАЧЕЙ-СПЕЦИАЛИСТОВ"

1. Общие знания:

- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;

- общие вопросы организации психотерапевтической помощи в стране, организацию психотерапевтической работы в стационаре, поликлинике и психоневрологическом диспансере;

- основы социальной гигиены, применительно к психотерапии;

- основные методы психотерапии и психокоррекции в системе психогигиенических мероприятий;

- основные методы и задачи психотерапии в системе первичной, вторичной и третичной психопрофилактики;

- теоретико-методологические основы советской психотерапии;

- марксистско-ленинское учение о сознании;

- учение о взаимопотенциирующем синергизме сознания и бессознательного как материалистическое понимание неосознаваемых форм высшей нервной деятельности;

- роль эвристического мышления и неосознаваемой психической деятельности в психотерапевтическом процессе;

- роль иерархии значимых отношений и психологической защиты для психотерапевтического процесса;

- основные положения эмоционально-стрессовой психотерапии как формы конкретного использования взаимопотенциирующего синергизма сознания и бессознательного в лечебных целях;

- критическую оценку психодинамических концепций психоанализа и неопсихоанализа видными отечественными психотерапевтами с позиций материалистического понимания проблемы бессознательного;

- определение понятия "психотерапия", ее место в медицине и основные цели и виды;

- основные этапы возникновения и развития психотерапии за рубежом и в нашей стране;

- физиологические основы психотерапии;

- характеристику раздражительного и тормозного процесса;

- общебиологические и человеческие типы высшей нервной деятельности по И.П.Павлову;

- представления о "сторожевом" пункте в коре головного мозга и зоне раппорта;

- силовые отношения в коре головного мозга при гипнотическом состоянии;

- роль гипноза в экспериментальном изучении бессознательного в его взаимодействии с сознанием;

- роль неосознаваемых форм высшей нервной деятельности в норме и патологии;

- теорию стресса Г.Селье, эмоциональный стресс и его фазы;

- основные методы изучения личности в клинике пограничных состояний;

- роль социальных, психологических, биологических особенностей личности и ее опыта для проведения психотерапевтического процесса;

- психологические факторы болезни;

- основные уровни внутренней картины болезни (по Р.А.Лурья);

- клинико-физиологические основы психотерапии;

- преимущество воздействия определенными психотерапевтическими и медикаментозными средствами на конкретные психопатологические феномены и дискордантные черты личности в зависимости от особенностей их нозологической принадлежности;

- роль личности врача в психотерапевтическом процессе;

- теоретические основы суггестивной психотерапии;

- способы определения внушаемости;

- методики косвенной психотерапии;

- способы введения в гипнотическое состояние;

- стадии гипнотического состояния и их объективные и субъективные критерии;

- фракционный гипноз по Фогту;

- гипноз-отдых по К.К.Платонову;

- самогипноз;

- место суггестивной психотерапии в системе комплексного воздействия на больных в зависимости от нозологической принадлежности, особенностей клинической картины и личности больного;

- методики самовнушения по Э.Куэ и В.М.Бехтереву;

- теоретические основы прогрессирующей мышечной релаксации по Джекобсону;

- классическую методику аутогенной тренировки по М.Шульцу;

- модификации аутогенной тренировки;

- требования к врачу, проводящему аутогенную тренировку;

- показания к проведению аутогенной тренировки в зависимости от нозологической принадлежности, особенности клинической картины и характеристики личности;

- определение понятия "разъяснительная психотерапия" и ее дидактические элементы;

- определение понятия "рациональная психотерапия" и ее логические и эмоционально-стрессовые элементы;

- законы логики, на которые опирается коррекция неопределенности, противоречивости, непоследовательности и бездоказанности в рассуждениях больного;

- область применения разъяснительной и рациональной психотерапии;

- эмоционально-стрессовые варианты рациональной психотерапии (сократический диалог, эвристическая рациональная психотерапия);

- библиотерапию;

- теоретические принципы коллективной психотерапии;

- специфику и механизм групповой психотерапии;

- особенности групповой эмоционально-стрессовой психотерапии;

- принципы подбора психотерапевтических групп;

- виды музыкотерапии и арттерапии;

- виды семейной психотерапии;

- принципы эмоционально-стрессового воздействия как системы психотерапии и ее виды;

- основные виды игровой психотерапии (имаготерапия, лечебная драматическая студия);

- роль осознаваемых и неосознанных конфликтов в патогенезе неврозов;

- роль исходного функционирования биологических систем организма и дискордантно-нормальных черт личности в возникновении невроза;

- роль сознания и бессознательного в патогенезе и механизмах невротических расстройств;

- современную классификацию неврозов;

- клинику, динамику клинических проявлений, этиологию, патогенез, дифференциальную диагностику невроза тревоги (страха), истерического, фобического, обсессивного, депрессивного, ипохондрического неврозов и неврастении;

- стратегические задачи и преимущества отдельных психотерапевтических методик при каждом из неврозов;

- преимущество применения отдельных препаратов из группы седативных, снотворных, транквилизаторов, нейролептиков, антидепрессантов, стимуляторов при каждой из форм неврозов;

- роль патогенической и эмоционально-стрессовой психотерапии в лечении и профилактике неврозов;

- особенности физиотерапевтического и санаторно-курортного лечения в системе профилактики, лечения и реабилитации неврозов;

- особенности трудовой, военной и судебно-психиатрической экспертизы неврозов;

- основные принципы психотерапии психогенных реакций и психозов;

- основные этапы становления учения о психопатиях;

- виды психопатий; современная классификация;

- клинические варианты, клиническая динамика, этиология, патогенез, дифференциальный диагноз психопатий;

- психотерапевтическую стратегию и выбор психотерапевтических средств воздействия в зависимости от клинического варианта и особенности психодинамических расстройств (декомпенсация, реакция, фаза, развитие);

- преимущества применения отдельных лекарственных препаратов из группы: седативных, снотворных, транквилизаторов, нейролептиков, антидепрессантов, психостимуляторов в зависимости от варианта психопатии, характера декомпенсации, реакции, фазы или развития при психопатии;

- варианты эмоционально-стрессовой психотерапии, применяемой при психопатиях;

- роль физических и курортных факторов в комплексе лечебных и профилактических мероприятий, направленных на устранение психопатических расстройств;

- клинику, этиологию и патогенез патологических развитий личности и невротических развитий;

- основные задачи и преимущества психотерапевтических методик в зависимости от вариантов и клинических проявлений невротических и патологических развитий;

- преимущества назначения отдельных медикаментозных средств с целью профилактики и лечения различных вариантов невротического и патологического развития;

- медико-педагогическая работа в системе профилактики невротических и патологических развитий;

- трудовую, военную и судебно-психиатрическую экспертизу больных психопатиями, невротическим и патологическим развитием;

- особенности клиники, течения, этиологии, патогенеза и дифференциальной диагностики при: травматической болезни, церебральном атеросклерозе, внутричерепных инфекциях, атрофических, дегенеративных мозговых нарушениях, опухолях головного мозга, неврозоподобной и психопатоподобной шизофрении, аффективных психозах, эпилепсии и основные задачи и методы психотерапевтического воздействия в комплексе лечебных и профилактических мероприятий, проводимых этим больным;

- клинику, этиологию и паготегенез алкоголизма, наркомании и токсикомании, основные задачи и виды психотерапевтического воздействия в системе лечения и профилактики этих заболеваний;

- общие принципы психотерапии детей и подростков;

- особенности методов психотерапии в младшем детском, среднем детском и подростковом возрасте;

- основы лечебной педагогики и специальной психотерапии при психопатологических расстройствах в детском и подростковом возрасте;

- наркопсихотерапия и наркогипноз;

- основные принципы и методики проведения поведенческой психотерапии;

- основные этапы формирования учения о психопатологических закономерностях в советской и зарубежной психиатрии;

- современное состояние проблемы общей психопатологии;

- принципы классификации психопатологических симптомов и синдромов;

- типичные и атипичные психопатологические синдромы;

- синдромообразование и дефицитарные расстройства;

- регистры психических нарушений и уровни дефицитарных расстройств;

- основные этапы в установлении клинического диагноза;

- астенический синдром и его варианты;

- аффективные синдромы и их варианты;

- фобический синдром и его варианты;

- обсессивный синдром и его варианты;

- синдромы деперсонализации и дереализации;

- сенестопатический и ипохондрический синдром;

- истерические синдромы;

- синдром сверхценных идей и паранояльный синдром;

- галлюцинаторный, галлюцинаторно-параноидный, парафренный, кататонический, помраченного сознания, судорожные, корсаковский, психоорганический, псевдопаралитический и паралитический синдромы;

- нозологические особенности астенизации личности;

- нозологические особенности дисгармонии психического склада;

- нозологические особенности падения психического энергетического потенциала;

- нозологические особенности снижения уровня личности, регресса поведения больного, характера слабоумия;

- основные этапы формирования научных представлений о неврозе и психогениях;

- исторические и диалектические аспекты этиологии, патогенеза, клиники и классификации неврозов;

- основы психотерапии в клинике внутренних болезней, в хирургии, при нарушениях сексуальной сферы, в спортивной медицине, в промышленной гигиене и профпатологии;

- особенности психотерапии соматогений.

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минздрава СССР от 21.07.88 N 579 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ВРАЧЕЙ-СПЕЦИАЛИСТОВ"