Последнее обновление: 12.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ Минздрава СССР от 21.07.88 N 579 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ВРАЧЕЙ-СПЕЦИАЛИСТОВ"
33.1. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛИСТА ВРАЧА-ПРОТЕЗИСТА ПО УШНОМУ ПРОТЕЗИРОВАНИЮ
В соответствии с требованиями специальности врач сурдолог (врач-протезист по слуховому протезированию) должен знать и уметь:
1. Общие знания:- основы законодательства о здравоохранении и основные директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;
- общие вопросы организации оториноларингологической помощи в стране, организации работы скорой и неотложной помощи при ЛОР патологии;
- вопросы организации сурдологической помощи в стране;
- анатомию и физиологию органа слуха (у взрослых и детей);
- методы исследования слухового анализатора;
- исследование слуха шепотной и разговорной речью;
- камертональные пробы;
- тональную пороговую аудиометрию;
- надпороговые аудиометрические тесты:
- импедансометрию;
- речевую аудиометрию;
- клинику, диагностику дифференциальную диагностику различных форм поражения органа слуха у взрослых и детей;
- вестибулометрию;
- вопросы реабилитации слуха у взрослых и детей;
- основы фониатрии;
- вопросы экспертизы трудоспособности;
- профессиональные заболевания уха;
- принципы подготовки детей к слухопротезированию;
- вопросы организации диспансеризации детей с нарушенным слухом;
- формы и методы санитарного просвещения.
2. Общие умения:- получить информацию о начале заболевания;
- определить необходимость специальных методов исследования;
- применить субъективные и объективные методы исследования слуха взрослого и ребенка;
- назначить соответственное лечение, учитывая этиологию, патогенез, давность заболевания органа слуха;
- обосновать меры реабилитации слуха с учетом возраста, степени снижения слуха, наличия дефектов речи;
- проводить санпросветработу по предупреждению ЛОР заболеваний и тугоухости у детей;
- оформить медицинскую документацию.
3. Специальные знания и умения:Специалист сурдолог должен уметь оказать необходимую помощь при следующих состояниях:
- анафилактический шок, острая кровопотеря, острая сердечная и дыхательная недостаточность, острые интоксикации.
Специалист сурдолог должен уметь установить диагноз и провести необходимое обследование:
- скрининг-диагностику дефектов слуха новорожденных и детей раннего возраста по ориентировочным безусловным рефлексам;
- по кохлеопальпебральному рефлексу;
- по повороту головы и глаз под воздействием звука;
- исследование слуха камертонами;
- опыт Ринне;
- опыт Вебера;
- опыт Левиса-Фидериче;
- тональная пороговая аудиометрия (игровая аудиометрия у детей);
- определение порогов слуха по воздушной и костной проводимости;
- качественная и количественная характеристика потери слуха;
- тональная и надпороговая аудиометрия;
- тест ДПИ;
- определение баланса громкости;
- определение порогов дискомфорта;
- исследование слуха в расширенном диапазоне частот;
- определение обратной адаптации;
- импедансометрия;
- речевая аудиометрия;
- объективная аудиометрия по слуховым вызванным потенциалам.
Вестибулометрия при поражении органа слуха:
- особенности вестибулометрии у новорожденных и детей раннего возраста;
- методы вестибулометрии;
- вращательная проба;
- калорическая проба;
- координационная проба.
Клиническую симптоматику и аудиологическую характеристику заболеваний органа слуха у взрослых и детей:
- заболевания среднего уха;
- острые и хронические средние отиты;
- рецидивирующий средний отит;
- экссудативный средний отит;
- адгезивный средний отит;
- тимпаносклероз;
- отосклероз;
- заболевания внутреннего уха;
- кохлеарный неврит.
Вопросы реабилитации слуха:
- вопросы слухопротезирования детей;
- характеристика слуховых аппаратов;
- причины и сроки возникновения тугоухости, в том числе детской;
- степень понижения слуха и прогноз реабилитации;
- условия успешной реабилитации;
- хирургическая реабилитация слуха;
- хирургическая реабилитация слуха при хроническом гнойном среднем отите и его осложнениях.
Хирургическая реабилитация слуха при негнойных воспалительных заболеваниях среднего уха:
- социальная реабилитация тугоухих и глухих;
- сурдопедагогическая деятельность в центре;
- специальные дошкольные и школьные учреждения для тугоухих и глухих;
- социальная адаптация тугоухих и глухих детей в специализированных детских учреждениях системы министерства просвещения.
4. Манипуляции и операции:- передняя и задняя риноскопия;
- фарингоскопия;
- ларингоскопия (прямая и непрямая);
- отоскопия;
- исследование дыхательной функции носа;
- зондирование полости носа и носоглотки;
- пальцевое исследование носоглотки и глотки;
- пальпаторное и перкуторное исследование ЛОР-органов;
- исследование слуха шепотной и разговорной речью;
- камертональное исследование слуха;
- определение проходимости слуховых труб;
- катетеризация слуховых труб;
- вестибулометрия;
- пневматическая проба уха;
- проведение координаторных проб;
- зондирование надбарабанного пространства;
- криовоздействие на носовые раковины;
- пункция верхнечелюстной пазухи;
- передняя и задняя тампонада полости носа;
- промывание лакун небных миндалин;
- смазывание миндалин и задней стенки глотки;
- срочная интубация;
- промывание наружного слухового прохода;
- продувание слуховой трубы;
- пневмомассаж барабанной перепонки;
- анемизация устья слуховой трубы;
- туалет слухового прохода;
- промывание полостей среднего уха и введение лекарственных веществ;
- туалет после общеполостной операции;
- скрининг-диагностика нарушений слуха новорожденных и детей раннего возраста по ориентировочным безусловным рефлексам;
- по кохлеопальпебральному рефлексу;
- по повороту головы и глаз под воздействием звука;
- тональная пороговая аудиометрия (игровая аудиометрия у детей);
- тональная надпороговая аудиометрия;
- тест ДПИ;
- определение баланса громкости;
- определение порогов дискомфорта;
- исследование слуха в расширенном диапазоне частот;
- определение обратной адаптации;
- импедансометрия;
- объективная аудиометрия по слуховым вызванным потенциалам;
- вестибулометрия при поражении органа слуха.
5. Список обязательной литературы1. Базаров В.Г., Лисовский В.А., Мороз Б.С., Токарев О.П. Основы аудиологии и слухопротезирования. М., Медицина, 1984.
2. Ермолаев В.Г., Левин А.Л. Практическая аудиология. Л., Медицина, 1969.
3. Круглый И.М., Успенская Т.В., Моргунова Н.Г. - Клиническая анатомия уха, горла и носа у детей. Алма-Ата, 1986.
4. Лях Г.С., Марусева А.М. Аудиологические основы реабилитации детей с нейросенсорной тугоухостью. Л., Медицина, 1979.
5. Преображенский Ю.Б., Годин Л.С. - Основы слухопротезирования детей. М., Медицина, 1973.
6. Преображенский Н.А. Тугоухость. М., Медицина, 1978.
7. Солдатов И.Б., Сущева Г.П., Храппо Н.С. - Вестибулярная дисфункция. М., Медицина, 1980.
8. Тарасов Д.И. и др. Тугоухость у детей. М., Медицина, 1964.
9. Шантуров А.Г., Шеврыгин Б.В., Мчедлидзе Т.П., Иванилов В.П. Справочник симптомов и синдромов в детской оториноларингологии. Иркутск, Восточно-Сибирское книжное изд-во, 1986.
10. Хечинашвили С.Н. - Вопросы аудиологии. Тбилиси, 1978.
11. Тарасов Д.И., Токарев О.П., Морозов А.Б. Слухопротезирование. Инструктивно-методические указания. Москва, 1985.
- Главная
- ПРИКАЗ Минздрава СССР от 21.07.88 N 579 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ВРАЧЕЙ-СПЕЦИАЛИСТОВ"